Перейти к содержимому

 



Голосуйте за книгу П.В.Морозова, Р.А.Беккера, "Выдающиеся психиатры ХХ века"

Публикации SecondHand

259 публикаций создано SecondHand (учитываются публикации только с 29-Март 23)



#67097 Получать удовольствие -- это смысл жизни?

Отправлено от SecondHand на 15 Март 2013 - 07:11 в Психиатрический флейм

Мне в какой-то мере тяжело согласиться с мнением Демокрита по поводу того, что счастье -- это, в частности, невозмутимость/атараксия.
Однако даже он отделял понятие удовольствия от благодушия/эвтюмии:

http://www.pravenc.ru/text/171670.html

Для Демокрита может и по другому, но я получаю истинное удовольствие, когда испытываю душевное равновесие :)



#67096 Получать удовольствие -- это смысл жизни?

Отправлено от SecondHand на 15 Март 2013 - 07:07 в Психиатрический флейм

Кажется, до меня наконец дошло, что вы и врач имеете ввиду :)
У меня просто слово "удовольствие" имело довольно узкий смысл и определённую негативную окраску (ассоциировалось с алкоголем, никотином, наркотиками и прочими кратковременными радостями).

О, безусловно, искусственное удовольствие не включается в понятие счастья. Это так называемый паллиатив, т.е. все то, что искусственно приносит нам удовольствие, временно решает эмоциональные проблемы. Это лишь следствие душевных проблем, т.к. многие люди испытывая негативные эмоции: тревогу, страх, депрессию, гнев или чувство одиночества, груза проблем и т.д. - просто отключаются от них по средствам алкоголя, наркотика, еды, сект, работы - т.е. так или иначе изменяет физиологию или сознание, чтобы только не думать о том, что очень их беспокоит, тем самым проблема остается глубоко внутри, а человек уже "борется" не с проблемой, а с симптомами проблемы по средствам чего-либо.
А дальше еще "веселей", т.к. человек начинает "бороться" с симптомами зависимости этой же зависимостью и еще больше замыкается. Как ни пить, когда это то единственное, что дает душевный комфорт, как ни есть, когда это единственное, что дает успокоение, а за этим человек себя порицает за питие и за лишние калории и еще больше начинает кушать и выпивать. :)



#67071 Получать удовольствие -- это смысл жизни?

Отправлено от SecondHand на 15 Март 2013 - 12:00 в Психиатрический флейм

После очередного общения с психиатром я буквально зациклился на одной из его фраз -- она то и дело всплывает и не даёт мне покоя.
Было это уже пару месяцев назад. Разговор шёл о том, как у меня шли дела, пока мы с врачом не виделись. На его вопрос, было ли произошедшее со мной приятным событием, я согласился. И тут -- кто бы ожидал -- он выпалил, что "это хорошо, ведь смысл жизни и есть в том, чтобы получать удовольствие".
Я буквально не успел ничего сказать, как тема разговора сменилась.
А вы что думаете, так ли всё просто, или это у него была типа шутка?

Смысл жизни прост - прожить свою единственную жизнь наиболее счастливо, а что делает человека счастливым - это его личные удовольствия(у каждого свои), удовольствия от социального общения и социальных реалий, а также удовольствие от минимальных душевных переживаний(Демокритовская атараксия). :)



#66475 шизофрения

Отправлено от SecondHand на 07 Март 2013 - 03:47 в Шизо...

за неделю до больницы был в гостях у брата пили водку рюмки3-4 не больше(брат пьёт) говорил что после этого стало все как то не так. спать перестал без причин. мы с ним вместе искали причину -не нашли.ни кто на него сильно не влияет.

Понимаете, даже например от сильного похмелья после некачественной водки может возникнуть страх за здоровье, что только добавит масла в огонь вегетативной дисфункции, на этом фоне может произойти острый стресс, после которого возможны и такие последствия.
Я бы рекомендовал сначала обследоваться на предмет биологической патологии, как причины возникновения расстройства, если же таковой не будет, то с ним необходимо разговаривать и узнавать, что послужило первопричиной острого стресса, на данный момент я могу предполагать только панику за здоровье, но конечно нужен очный осмотр для точного диагноза.



#65921 шизофрения

Отправлено от SecondHand на 27 Февраль 2013 - 03:21 в Шизо...

Добрый день, Светлана!
Расскажите пожалуйста, увлекался ли Ваш сын помимо православия еще чем-нибудь? Может книги какие читал? В интернете где-то копается?
Как Вы думаете, на фоне чего у него произошел беспокойный сон, что он осознал и что перед этим читал, изучал?
Есть ли человек, который имеет какое-то сильное на него влияние, на его сознание, мышление?

извините за сумбур не могу ни как ещё принять весь этот ужас и кошмар

К сожалению такие расстройства могут произойти в любой семье, тем более когда один из членов может быть фанатично увлечен различными религиозными и метафизическими истинами, в том числе и с галлюцинациями подобного рода. В Православии, как и в любой другой религии, не стоит становиться фанатичным, вера требует душевного равновесия и спокойствия, чистота души и относительная безмятежность - это тот путь к Господу, который человек найдет в себе.
Прекрасно понимаю Ваши переживания, но сейчас лучше направить силы на решение душевных проблем сына, оставив ужасы и кошмары позади, пользы они Вам точно не принесут, а вот стресса добавят.



#65515 Юмор

Отправлено от SecondHand на 20 Февраль 2013 - 02:07 в Изба-флудильня

Изображение



#64939 Трансперсональная психология и холотропное дыхание

Отправлено от SecondHand на 12 Февраль 2013 - 01:09 в Теория и практика психотерапии

Некорректное сравнение.
Про героин общеизвестно, что он вреден (ссылок не приведу, но...).

:)
А Вы знаете, что ранее общеизвестно героин был лекарством!?
и что за общеизвестность такая? неужели на основании мнения общества можно о чем-то судить объективно?

Про холотропное дыхание не удается обнаружить таких фактов, всё сводится к измышлениям явно предубежденных людей.
А раз ХД безопасен, почему бы не попробовать? В худшем случае эффекта не будет, потеряю небольшую сумму.

17 апреля 2001, Губернатор Билл Оуэнс, штат Колорадо подписал принятый закон, который запрещает использование метода "ребефинг". Подобный закон был принят также и в Северной Каролине. Чашу терпения переполнила гибель 10-летней Candace Newmaker. Она умерла в апреле 2000 года, подвергаясь, так называемой "ребёфинг" терапии. Критики методов лечения, пытающихся воспроизвести процесс рождения, точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов.
http://www.inclusion...me/newmaker.htm
http://archives.cnn....rebirthing.ban/



#64905 Трансперсональная психология и холотропное дыхание

Отправлено от SecondHand на 11 Февраль 2013 - 08:35 в Теория и практика психотерапии

А что из перечисленного ПРАКТИКОВАЛОСЬ ЛИЧНО ВАМИ?
Или Вы только ярлыки коллекционируете? ;)

Лично мной практиковались все перечисленные методики, в том числе и ХД.
Но на будущее - неужели Вам нужно употребить героин, чтобы составить о нем свое мнение?



#64887 Мотивация к жизни!

Отправлено от SecondHand на 11 Февраль 2013 - 05:05 в Изба-флудильня




#64877 Трансперсональная психология и холотропное дыхание

Отправлено от SecondHand на 11 Февраль 2013 - 01:35 в Теория и практика психотерапии

Уже это "ключевое" свойство ИСС хорошо сбрасывать тревогу и напряжение без грубого вмешательства извне чужеродной для организма химией дорогого стоит. Почему же большинство научников шарахаются от ИСС как черт от ладана, предпочитая сбрасывать тревогу и напряжение "хорошо проверенными и научно доказанными" фармакологическими препаратами, почему не помочь организму самому справиться с проблемой. Баклофен, имован, тропикамид, циклодол, коаксил... - список продолжать?

Во-первых, есть и другие способы снизить напряжение без использования фармакологии и холотропного дыхания - это и Шульц, это и Джейкобсон, это и растяжение мышц - та же йога, это и различные контролируемые практики ИСС, возможный риск в них меньше, чем от ХД, а также их возможно практиковать самостоятельно.
Во-вторых, как Вы знаете, любое искусственное снижение напряжения - будь то фарма, психоактивные вещества, обычная пища - могут привести к зависимости, потому я всегда ратую за решение проблемы, а не за временное снижение напряжения, и чем выше напряжение, тем быстрее человек захочет измениться, но конечно все по ситуации.
В-третьих, по псифармакологии я занимаю позицию исходя из следующего исследования, где фармкомпании не "прячут" негативные результаты - http://www.plosmedic...al.pmed.0050045

К примеру, мне до сих пор не встречались внятные разъяснения научных школ (российских) по поводу физиологических и психических феноменов, возникающих при ХД, ну там мышечные зажимы, дереализация, гортанный спазм, кашель, рвота и прочие. По большей части это манипулирование общими фразами, подсмотренными или стыренными друг у друга, типа "щелочной PH крови", "алкалоз", "карпопедальный спазм"...
А если просто сравнить все эти "непонятные мистические феномены" при ХД со списком ФИЗИОЛОГИЧЕСЕКИХ (вегетосоматических) ПРОЯВЛЕНИЙ повышенного уровня тревоги, сравнить психомотороное возбуждение при ХД с обычным истерическим припадком и попытаться найти общее. Есть над чем подумать.

Во-первых, стресс и тревога часто являются причиной гипервентиляции, легко можно увидеть обратную корреляцию. При подобной реакции(гипервентиляции) больным назначается КПТ, а не еще большая гипервентиляция :)
Во-вторых, психические феномены "ожидаются". Уверен на 90%, что в случае разделение людей с тревожным расстройством на 3 группы, первая контрольная(ничего не сообщается о дыхании), во второй сообщается о бессознательном, в третьей сообщается о "радостях жизни", то мы получим 3 совершенно разные картины "психического".

А если не давать человеку никаких указаний "как должно быть"? Если просто, на пальцах разъяснить ему суть и механизм ИСС и настроить его на исследовательский лад - просто исследовать, просто наблюдать за своими ощущениями и фиксировать.

Все зависит также от личности и структуры мышления - мои ощущения будут явно отличаться от ощущений эзотерика, или от человека склонного к магическому мышлению.

Из своего опыта - всегда сложны первые сеансы, когда всё это непривычно и пугающе, потом постепенно страх уходит и приходит любопытство - "а что будет дальше?". Любопытство - стремление понять новое, ПОКА неизвестное, "заглянуть за запретную дверь" - разве не ЭТО является движущей силой науки? Или наука сегодня - это цитаты и ссылки на первоисточники, плагиат. Конечно, ведь это спокойнее и безопаснее.

Я не уполномочен говорить за науку :) , но тем не менее наука всегда развивается и всегда рассматривает новые явления, но делает это исключительно научными методами!

Ничего подтягивать за уши не надо. Если образы-рисунки или ощущения совсем уж фантастические и непонятные, они не интерпретируются никак, мы их помещаем в одно из "окошек Джогари" под названием - неизвестное или то что мы ПОКА не знаем. Ничего, никаких обид, все относятся к этому спокойно, мол всему свое время.
Но, часто всплывают образы, которые напрямую связаны с той или иной эмоциональной проблемой (без всяких там демонов и бесов), просто в виде имевших место быть раньше психтравмирующих житейских сцен (отец избивает маленькую дочь палкой) и игнорировать их ну никак нельзя.

Конечно, и в наших снах могут отражаться наши текущие переживания и страхи, но не обязательно они могут там быть, иногда сон, это просто сон :)
А что касается воспоминаний психотравмирующих ситуаций, то в таких воспоминаниях нужно быть аккуратным - т.к. зачастую они могут не иметь места быть, воспоминание - это не факт произошедшего, это могло быть с бабушкой, с подругой, с персонажем из телевизора, в конце концов это может быть простая рационализация после прочтения той или иной поппсихологии или книжки Фрейда. Я просто очень скептически отношусь к вытесненным из сознания психотравмирующим ситуациям.

А меня всегда удивляло и настораживало неудержимое стремление некоторых психологов, психиатров и психотерапевтов не только игнорировать те "ненаучные" психические феномены, которые возникают при ИСС, но и стремление кинуть в них палку или злое слово (шаманы, бубны, мракобесы). Прям "навешивание ярлыков" да и только - одно из Бековских искажений мышления. Может это полное отсутствие любознательности и любопытства к неведомому и малоизученному, боязнь заглянуть за запретную дверь есть ни что иное, как какие-то их личные, глубинные и неосознанные страхи и комплексы. Может стоит подышать, глядишь и "всплывет" что-нибудь :) ...

Во-первых, мы так или иначе навешиваем ярлыки, мыслим стереотипно и т.д., потому как так рациональнее действует наша психика, нам не приходится каждый раз изучать объект и делать выводы, в ярлыках важна объективность, а ни его наличие.
Во-вторых, Вы ошиблись со страхами и комплексами, изучение предположений=фантазий о наличии бессознательного - является дополнительным привнесением сущности в эффекте гипервентиляции, все-равно что Солнечное затмение объяснять тарелкой НЛО.

Я не отрицаю научно доказанные методы, напротив, мне они очень нравятся и я стараюсь пользоваться ими как можно чаще, но и сбрасывать со счетов то, что нельзя выразить точной математической формулой (или цифрой в счете страховой компании :) ) не собираюсь.

Это Ваш выбор, удачи в изучении того, чего нет в счете страховой компании. :)



#64721 Трансперсональная психология и холотропное дыхание

Отправлено от SecondHand на 08 Февраль 2013 - 04:18 в Теория и практика психотерапии

Четвертый год практикую холотропное дыхание, как хороший трансовый метод, при работе с зависимыми и невротиками, пока ничего ужасного не вижу, кроме пользы. Хорошо сбрасывается тревога, эмоциональное напряжение,

Ключевое - сбрасывается тревога и напряжение, это обычный и естественный эффект ИСС, различные другие методики также способствуют нарастанию ИСС и расслаблению, при этом имеют жесткую когнитивную структуру в виде какого-то места, без фантазий. Тибетские монахи достигают такого состояния за счет фокусировки на собственном дыхании, наблюдая как воздух выходит из носа, никоим образом не стимулируя дыхание, при этом не видят "образов" и также погружаются в ИСС.

а возникающие во время сеанса зрительные образы являются хорошим дополнением для дальнейшей правильной интерпретации и проработки глубинных комплексов. Ведь дисфункциональные мысли, ведущие к возникновению эмоциональных расстройств можно выразить как словами так и образно (рисунками), причем многим гораздо легче рисунками.

Во-первых, здесь велика ошибка структурирования ожиданий, т.е. человеку изначально сообщают, что увиденные им образы - могут иметь отношение к расстройству, что в итоге человек увидит? :) Или частое явление в психозах у верующих, они видят угадайте что? - бесов, чертов, Иисуса и т.д. Рационализация "видения" может быть самая разная. Вполне допускаю, что если человеку изначально дать другие указания, относительно сеанса, например Вы можете и скорее всего увидите самое лучшее и приятное, что с Вами произошло за всю жизнь, то он собственно это и увидит.
Во-вторых, расценивать мимолетные образы и фантазию у людей в состоянии ИСС, как проявление "глубинных комплексов" - выглядит по меньшей мере странно. Неужели можно всерьез принимать "образы", насколько может быть оправдано сравнивание и "подтягивание" их к дисфункциональным мыслям, комплексам, зачем заниматься интерпретацией всевозможных образов, которые к объективной реальности вообще могут не иметь отношения, почему не легче провести обычный сократовский диалог, спросить человека о его беспокойствах и проблемах. Все это мне напоминает копание Фрейда в снах и попытка их интерпретации под собственную "логику".

Да, многие из этих рисунков странные, непонятные и, зачастую пугающие, но это, как-никак материал бессознательный, а его (бессознательного) законы и порядок сильно отличается от привычной нам, объективной, повседневной логики и "причесать" его по привычным канонам не всегда получается. Как и рисунки Сальвадора Дали или Иеронима Босха, которые тоже не совсем подходят под общепринятые стандарты и правила, но в этом и их притягательность.

Частично ответил сверху. А вот по поводу бессознательного, меня всегда удивляло стремление большой части психологов, психиатров, психотерапевтов найти что-то тайное, что-то бессознательное, то, что вроде как содержится в нашем сознании, но не может выйти на сознательный уровень и тем не менее очень сильно влияет на нас и наш невроз, особо нравится такой вариант, когда врачующий не имеет положительного результата и списывает все на конфликт в бессознательном, после чего устремляет мышление клиента в эту сторону и начинают различными околоэзотерическими методиками искать этот неведомый конфликт, выявляя и интерпретируя любые высказывания и фантазии пациента под собственную рационализацию, все это длится ровно до того момента, пока клиент не поймет, что перед ним "шаман с бубном.", но вполне может и не понять. ;)

В строго доказательных КПТ и РЭТ есть методики, призывающие идти наперекор своим страхам и ошибкам мышления, говорят, так от них легче всего избавиться. А что может быть страшнее, чем непонятное? А что может быть непонятнее, чем бессознательное? Спрятать голову в песок, прикрывшись научной доказательностью? Отдать в безвременное пользование мракобесам, мистикам и попам? Они будут весьма благодарны, они УЖЕ весьма благодарны и вовсю пользуются этой самой притягательной непонятностью бессознательного в своих целях.

Бессознательное не возможно рассматривать научно, т.к. само понятие метафизично - исхожу из критериев Поппера, я оставляю метафизику и эзотерику людям, которым хочется покопаться в том, во что они веруют. Это все-равно что сказать - "Мы что, оставим микродозы ртути гомеопатам? Давайте дальше искать в разведении С15 молекулу"
В КПТ и РЭТ существует понятие подсознательного,но это просто центральные убеждения, установки, верования человека, от которых строятся дальнейшие его, более поверхностные выводы. Например я скептик, и моя изначальная и центральная установка - я не верю авторитетам, не проверенным данным, односторонней информации и т.д., соответственно эта установка влияет на мою поверхностную оценку чего-либо, грубо говоря верить ли словам из телевизора.

Раз есть логика и интуиция, раз есть сознательное и бессознательное, раз есть объективная и субъективная реальности, раз есть мышление и чувствование, раз есть кора головного мозга и подкорка, значит будут и рациональная и иррациональная психотерапии, значит будут и доказательность и сказка, значит будут и Эллис с Беком и Юнг с Грофом.

Будут конечно, но вопрос научности той или иной психотерапии никто не снимал. Надеюсь в ближайшее десятилетие поставят наконец вопрос о демаркации научного подхода от ненаучного в психотерапии, потому что в данной области мы на уровне только зарождающейся evidence-based medicine, а такие методы как кровопускание, лечение мышьяком, гомеопатия, ароматерапия, натуропатия и т.д. имеют место быть в сегодняшней психотерапии, причем процент их весьма велик, особенно в СНГ.



#64650 Трансперсональная психология и холотропное дыхание

Отправлено от SecondHand на 07 Февраль 2013 - 08:32 в Теория и практика психотерапии

Мне помогло, за других говорить не могу и не буду.

А расскажите от чего помогло? Как проходило? Как долго практиковали "до помощи"?



#64647 Трансперсональная психология и холотропное дыхание

Отправлено от SecondHand на 07 Февраль 2013 - 08:19 в Теория и практика психотерапии

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ

Среди разнообразных школ, сект, направлений и т.п. претендующих на открытие для обычного человека “шлюза в бессознательное”, доступа к “высшим мирам” и “коллективному бессознательному”, нельзя обойти вниманием технику холотропного дыхания. Претензии на такой потрясающий результат неотделимы от материнского направления– трансперсональной психологии, более того, это основа мировоззрения данной школы. Иными словами, единственный способ постичь трансперсональную психологию – попробовать её метод на себе, т.е. подышать холотропно.
Внешне процесс выглядит довольно просто: люди лежат в полутьме на ковриках и характерным образом дышат под специфическую музыку. Каким именно образом и где они пытаются открыть “шлюз” совершенно непонятно. Однако на сей счёт существует официальная легенда, которую обязательно рассказывают всем начинающим перед первым “погружением”.
Вообще, для всех школ, оперирующих термином ИСС (Изменённое Состояние Сознания), характерно желание обязательно и в подробностях рассказать начинающим адептам, что именно им будет представляться, что они будут чувствовать и как себя вести в ИСС. Более того, многие школы в обязательном порядке сопровождают свои объяснения специальными упражнениями, направленными на то, чтобы адепт убедился в существовании именно тех переживаний, которые требуются для “основной практики” школы. Откровенно говоря, это называется структурированием ожиданий и является если и не единственной, то основной причиной, почему они возникают у впечатлительных людей, но продолжим по порядку.
Официальная легенда возникновения холотропного дыхания возвращает нас в весёлое время 60-х, когда проживающий в США психолог чешского происхождения Станислав Гроф, в рамках государственной программы США по изучению ИСС, экспериментировал с ЛСД.
Тогда это вещество воспринималось сильно иначе, чем сейчас, и были надежды лучше понять работу мозга и природу сознания с его помощью. В процессе экспериментов с добровольцами, принимавшими этот препарат, был замечен интересный факт – когда для “завершения переживаний” испытуемому не хватало времени действия препарата, то человек начинал сам поддерживать уходящее состояние. При этом основным инструментом поддержания было специфическое дыхание. Из этого наблюдения Гроф сделал далеко идущий вывод, что можно достичь эффекта, сходного с воздействием ЛСД, путём специального дыхания. Эти соображения очень пригодились ему, когда в США было запрещено использование ЛСД, а программа исследования ИСС была свёрнута. Причин данному запрету было довольно много, но главная заключалась в том, что воздействие препарата на конкретного человека практически невозможно предсказать – с завидной регулярностью однократный приём небольшой дозы приводил к острым психическим состояниям, практически не поддававшимся лечению. Однако, несмотря на крайне противоречивые результаты и опираясь фактически на личный опыт употребления данного препарата и исключительно личную интерпретацию экспериментов с добровольцами, Гроф сформулировал модель, объясняющую все психологические проблемы человека всего четырьмя Базовыми Перинатальными Матрицами. Матрицы формируются в четырёх ключевых состояниях:

  • Внутриутробное развитие.
  • Первая фаза родов (схватки)
  • Вторая фаза родов (прохождение через родовой канал)
  • Начало самостоятельного дыхания
С точки зрения Грофа именно эти четыре “опыта” определяют всё многообразие поведенческих стратегий и ценностей конкретного человека. Такая вольная интерпретация фактов многократно критиковалась и является не более чем попыткой указать всем, где именно “лежат” психологические травмы и комплексы, которые так усердно искал и находил, например, психоанализ. Старая и в значительной степени опровергнутая концепция о том, что причины всех проблем в прошлом человека и если их “проработать” – прожить заново, трансформировать, отреагировать и т.п. (названия способа у разных школ разные, но суть одна), то человек волшебным способом сможет решить психологические затруднения, которые он имеет сейчас в реальной жизни. Подробнее об этом можно прочитать тут: http://www.t-room.ru...is_harmful.html
Подхваченная в наркотическом дурмане движением Нью Эйдж, эта концепция стала ядром трансперсональной психологии. Из спорной схожести наркотических переживаний небольшого количества добровольцев была сформулирована теория психологических причин поведения всех людей. Конечно, такие теории не могут существовать без ссылки на авторитеты, т.к. их собственная убедительность и авторитет очень слабы. Станислав Гроф очень любит сопровождать свои выступления и книги иллюстрациями древних ритуалов, духовных практик и иногда причудливым толкованием некоторых идей квантовой механики. Такие приёмы достаточно убедительны для людей с некритичным мышлением и очень поверхностным образованием, которыми в своём большинстве и являются адепты различных направлений Нью Эйдж. Однако обращение к первичной информации, на которую ссылается Гроф, позволяет довольно быстро выяснить, что “доказательства” основываются на простом незнании предмета и очень общих интерпретациях, которые вызывают бурю возражений у специалистов в конкретной области.
Однако вернёмся к практике холотропного дыхания – ядру трансперсональной психологии. Кроме предварительного интенсивного структурирования ожиданий, в этой технике есть ещё несколько интересных моментов. Прежде всего, это атмосфера сессии. Очень хорошо для сессий подходят помещения, где можно достичь практически полной темноты. Сессия сопровождается очень громкой музыкой, причём в музыке строго выделены несколько различных тем, следующих одна за другой, и соответственно влияющих на эмоциональное состояние людей. Среди музыки и шумного дыхания многих людей двигаются ассистенты, которые зачастую интенсифицируют процесс собственными устрашающими криками. Холонавт может выразить свои переживания как ему удобно – криком, стоном, движением и т.п. Когда я проходил несколько сессий холотропного дыхания у Германа Карельского, среди холонавтов была девушка, которая в процессе снимала верхнюю часть одежды и некоторое время демонстрировала окружающим свою грудь. Судя по тому, как происходил процесс подготовки к этому шоу, никакого ИСС у девушки не было и дыхание использовалось исключительно как повод и разрешение на это действие.
Возле каждого дышащего находится ситтер – человек, который по официальной версии должен предотвратить столкновение двух холонавтов и их взаимные увечья, а в случае начала процесса “рождения” сформировать своим телом и телом второго коллеги “родовой канал”.
На самом деле, первоначально ситтеров у Грофа не было и “рождение” вполне происходило без них. Необходимость в них появилась после нескольких случаев неожиданной смерти во время сессии. Умершие были разных возрастов и состояния здоровья, но их объединяла одна особенность – небольшая гипертония легочных артерий.
Как стало понятно, эффект холотропного дыхания крайне маловероятен у большинства людей (кроме тех эффектов, которые не имеют непосредственного отношения к дыханию, а скорее являются следствием экзальтации и разрешения на эпатажные действия). Данный эффект связан с тем, что pH крови становится более щелочным, что сильно проявляется у людей с гипертонией лёгочных артерий. Есть только одна проблема у этих «счастливцев» – в процессе холотропа они могут перестать дышать совсем. Именно на этот случай и нужен ситтер – не участвовать в сессии, а наблюдать за своим холонавтом и поднять тревогу, если он перестал дышать. Однако, поскольку большинство сессий проводится без присутствия медицинских работников, то шансы на своевременную помощь довольно малы.
При первом знакомстве сессия холотропного дыхания производит апокалиптическое впечатление – полутьма, громкая сильно специфическая музыка, крики, конвульсивные движения, стоны, силуэты ситтеров, сидящих над своими холонавтами… Хорошо, если на сессию не попадёт человек со специфическим представлением о нормах поведения. Иначе могут быть самые неприятные, а главное, не имеющие никакого отношения к трансперсональной психологии инциденты.
Мне приходилось наблюдать несколько случаев, когда сильно заостренный на Нью-Эйдж темах человек начинал громить всё вокруг себя. Нет, это не был психоз, просто ему разрешили себя проявить, а в его картине мира проявлять себя так было можно, своего рода возвращение к истокам – стать обезьяной.
Если описывать мои собственные переживания от сессий холотропного дыхания, то могу чётко и уверенно сказать – никакого ИСС и даже чего-то отдалённо похожего на гипнотический транс я не наблюдал. Были некоторые эффекты, связанные с изменением содержания кислорода и углекислого газа в крови, но строить теории перинатальных матриц или “вселенского разума” на ощущениях человека, сидящего в душном помещении, совершенно неправомерно. Судя по моим наблюдениям, аналогичные переживания испытывают большинство холонавтов, но групповая динамика, возможность вульгарного поведения, иллюзии в отношении эмоциональной реакции и т.п. заставляют их приходить снова и снова.
Кратко резюмируя:
  • Трансперсональная психология базируется на личной интерпретации Станиславом Грофом противоречивых экспериментов с ЛСД.
  • Основной техникой трансперсональной психологии является холотропное дыхание.
  • Эффект холотропного дыхания в наибольшей степени доступен людям с гипертонией легочных артерий, однако есть серьёзные шансы, что эта сессия будет для них последней в жизни.
  • Большинство холонавтов не испытывают никаких особенных переживаний. Практически всё “самовыражение” холонавтов ограничено их представлениями о допустимости конкретного поведения.
  • Основная причина популярности этого направления в его антинаучной направленности и согласии с Нью Эйдж суевериями, что активно поддерживается некоторой частью населения.
  • Никакой проверяемой связи между моделями трансперсональной психологии и реальным миром нет.
  • Трансперсональной психологии было дважды оказано в виду её ненаучности в создании формального трансперсонального отдела в Американской Психологической Ассоциации.
Подробнее про физиологию процесса и некоторые другие вещи можно посмотреть тут:
http://www.t-room.ru/holotropnoe.html
http://www.t-room.ru/holotrop.html
P.S.
Грустный факт, но Станислав Гроф в 2007 году стал почётным профессором МГУ.


ЗЫ: 666 сообщение :)



#64560 Я пойду к частному психиатру, если...

Отправлено от SecondHand на 06 Февраль 2013 - 12:22 в Теория и практика психиатрии

Согласна) Мы решили только снять тревожность и все. Правда мне ставят шизоаффективное расстройство. Но при этом диагноз невролога - АНС.

Главное не соглашайтесь на минимальные дозировки ЭСТ, не нужно Вам этого :)
Если что, то можете сходить к Буровой Виталине Александровне, прекрасный врач-психотерапевт.



#64545 Я пойду к частному психиатру, если...

Отправлено от SecondHand на 06 Февраль 2013 - 12:49 в Теория и практика психиатрии

А что делать... К частному психиатру не так страшно идти. Тут психиатры знают, наверное, что Кременицкая долгое время занималась проведением сеансов ЭСТ и даже, кажется, написала книгу об этом. Но тем не менее могу сказать, что ко мне лично она относится гуманно, не глушит меня психотропами. Все препараты назначаются в минимальных дозировках. Ну, к примеру, мне был назначен вначале алпразолам в дозировке 1 мг вечером и 0,5 мг - утром. А затем - амитриптилин 3 раза в день по 10 мг. На таких дозировках у меня само собой нет приглушенного состояния. Ни сонливости, ни заторможенности, ни других неприятных ощущений я не испытываю. Светлана Анатольевна надо мной не издевается, нейролептики мне не назначает.

Могу только порадоваться за Вас! Вам вообще нельзя нейролептики и большие дозы, Вы очень чувствительная девушка, с Вами нужно бережно :)



#64541 Я пойду к частному психиатру, если...

Отправлено от SecondHand на 05 Февраль 2013 - 11:56 в Теория и практика психиатрии

Все-таки Ленчик Вы отказались пить настои из ромашки и решили перейти на артиллерию :)



#64540 Алкоголь, тревога, астения - помогите врачебным советом

Отправлено от SecondHand на 05 Февраль 2013 - 11:52 в Наркология

По всей видимости тяга к алкоголю у неё на фоне психологических проблем, алкоголь снижает негативные эмоции, тем самым способствует формированию зависимости. Я бы категорически отверг кодирование и Миннесотскую программу реабилитации, ей нужен хороший специалист когнитивно-поведенческого направления или рационально-эмоционально-поведенческого направления, прежде всего нужно решать внутренние проблемы - вызывающие негативные эмоции, тяга к алкоголю вторична. Хотя я исхожу только из Ваших слов, необходим очный осмотр у грамотного специалиста указанных мной направлений.



#64323 Депрессия на фоне невыносимой привязанности к человеку

Отправлено от SecondHand на 01 Февраль 2013 - 01:47 в Аффективные расстройства

Все прекрасно, но вот это

Этими то ошибками (выявлениями их и исправлениями) и занимается и КПТ и РЭТ и НЛП...

Про НЛП здесь, некоторое в НЛП работает, но это не является разработкой НЛП, а просто позаимствовано у других течений, по существу - НЛП является лженаукой, а точнее никогда не претендовала на статус научности, все выводы, гипотезы и теории построены на вольнодумстве авторов, которые ничем не подтверждены. К сожалению, 95% модальностей в психотерапии образуются именно на фантазиях автора, до демаркации еще не дошли, увы.
И да, simpleenglish, в КПТ принято называть подсознательное, а не бессознательное, просто слух режет. :)



#63789 Снова про дофаминовую гипотезу...

Отправлено от SecondHand на 23 Январь 2013 - 01:46 в Психиатрический флейм

В принципе в КПТ всё довольно просто и логично: несколько дней подрят кратко записывать в дневник свои мысли, потраченное на них время, и уровень удовольствия. Потом с помощью этого дневника отловить навязчивые мысли, и писать в тот-же дневник контраргументы к тому почему вам эти мысли не надо думать, как они вам вредят, как отбирают время, как отвлекают внимание от нужных дел, как могут привести к новому обострению, и т.д. Потом регулярно перечитывать эти контраргументы когда опять накатывает желание помечтать, и стараться вызубрить эти полезные контраргументы наизусть, чтобы они убивали вредные желания в зародыше. Не расстраиваться, если сразу не удаётся остановить все навязчивости контраргументами - ведь нейронные связи создаются и пересоздаются в мозгу очень медленно и постепенно, и только если человек о чём-то часто думает и уделяет этому достаточно внимания. Поскольку у шизофреников очень сильные нейронные связи "самостимуляции" с удовольствием (т.е. мысли повышающие дофамин в мезолимбике), то может понадобится несколько месяцев чтобы создать новые нейронные связи самостимуляции с неудовольствием (т.е. с контраргументами понижающими дофамин), и остановить таким природным способом желание заниматься "прокруткой". Однако, если вы хорошо научитесь контролировать свои мысли другими мыслями, то овчинка стоит вычинки - вы свой уровень дофамина будете держать в норме без лекарств, как все нормальные люди делают, и тогда можно будет поговорить с врачём о плавном и постепенном снижении доз нейролептиков, чтобы дофамин не ушел слишком глубоко в депрессивную фазу. Ещё раз хочу всем напомнить, что от нейролептиков очень сильно развивается "фармакологическая толерантность", поэтому во избежания "синдрома отмены" снижать дозировки надо очень медленно и под наблюдением врача.

Вы описали самый поверхностный и первоначальный вариант работы, после оценки текущих автоматических реакций и мыслей психотерапевт идет дальше в систему метакогниций, где уже выявляются центральные убеждения, верования и т.д., из чего собственно и строится ядро личности, и вот там уже наводится "марафет" :)



#57815 Моменты из жизни. Иллюзия или реальность?

Отправлено от SecondHand на 23 Октябрь 2012 - 06:02 в Психиатрический флейм

Дежавю



#57378 Восстановление вытесненных воспоминаний

Отправлено от SecondHand на 19 Октябрь 2012 - 04:54 в Теория и практика психотерапии

anonim, Вы прекрасно ответили :)
А вот неофрейдизм тоже самое, что и фрейдизм, но плюс они все-таки включили социальное влияние на человека, уже было глупо отрицать наличие этого влияния, а так "фундамент" такой же "научный", увы.
Да, и к сожалению, методики по "переживанию" различных психотравмирующих ситуаций до сих пор активно используются нашими горе-психологами и психотерапевтами, в частности эти методики любят гештальтисты, мол, чтобы человеку излечиться от реакции на прошлую психотравмирующюю ситуацию, нужно заново и полностью её пережить, с обилием слёз и другими атрибутами сильных переживаний. Увы, такая тактика приводит только к большему расстройству пациента, а "специалисты" только хлопают глазами и говорят, что это должно помочь высвободиться, в итоге после такой терапии, пациент нуждается еще в большем психиатрическом уходе и работе с эмоционально-когнитивной стороной его психики, попутно "разрушается" его вера в миф "полного переживания" и "излечения", это лишь одна часть "профессиональной работы современных Российских психологов" ;)



#57287 Восстановление вытесненных воспоминаний

Отправлено от SecondHand на 18 Октябрь 2012 - 05:02 в Теория и практика психотерапии

При критическом анализе научные доказательства вытеснения рушатся. – Харрисон Поуп


В теории вытеснения Фрейда разум автоматически изгоняет травмирующие события из памяти, чтобы предотвратить подавляющее беспокойство. Фрейд предположил, что в дальнейшем подавленные воспоминания вызывают «невроз», который может быть излечен, если воспоминания сознательно восстановить. Хотя все это преподается в вводных курсах психологии и было разрекламировано писателями и киносценаристами, теория Фрейда никогда не имела строгих научных доказательств. – Джон Хокманн

Психотерапия, базирующаяся на убеждении, что причина таких проблем, как булимия, депрессия, фригидность, бессонница и тревожность, кроется в вытесненных воспоминаниях о пережитому в детском возрасте насилию. Поборники этого метода считают, что нормальное психологическое функционирование можно возвратить благодаря обнаружению и восстановлению воспоминаний о пережитом насилии.

Любые сексуальные надругательства над детьми недопустимы. Напомню читателю, что эта статья о конкретном виде терапии, а не о сексуальном насилии. Много людей пострадало от физического и психологического насилия, и многим из них помогли хорошие врачи. Как отмечает Эстер Гиллер: «Более серьезные нарушения связаны с более серьезным насилием», а некоторые исследования показывают, что «по крайней мере 40% всех психиатрических стационарных больных пережили сексуальное насилие в детстве» (Гиллер). Тем не менее, нет никаких научных доказательств того, что сексуальное насилие в детстве почти всегда приводит к психологическим проблемам во взрослом возрасте:

Исследования показывают, что около 1/3 переживших сексуальное насилие детей не имеют никаких психологических проблем. Менее 1/5 взрослых, которые подвергались насилию в детстве, демонстрируют серьезное психологическое расстройство. (Гиллер; Маллен и Флеминг 1998).


Существует очень мало научных данных, подтверждающих теорию, что воспоминания о детском насилии неосознанно подавляются, или о том, что восстановление подавленных воспоминаний приводит к значительному улучшению психического здоровья.

Королевский колледж психиатров в Великобритании официально запретил своим сотрудникам использовать терапию восстановления подавленных воспоминаний. Британское психологическое общество, с другой стороны, не запрещает своим членам практиковать этот метод терапии, но доклад в 1995 году призвал «избегать преждевременных выводов о восстановленных воспоминаниях во время терапии». В докладе отмечается, что восстановленные воспоминания пациента могут носить образный характер или происходить из снов или фантазий. Авторы доклада отрицают наличие фактов в пользу того, что терапевты способствуют возникновению у пациентов ложных воспоминаний, как утверждается членами Фонда ложных воспоминаний.

В 1995 году отчет вышел отчет рабочей группы Американской психологической ассоциации, занимающейся исследованиями воспоминаний о насилии в детстве. В нем говорилось, что восстановленные воспоминаний встречаются очень редко и что «исследователи памяти и врачи не пришли к консенсусу относительно того, помнят ли большинство людей, перенесших насилие, об этом событии, даже несмотря на то, что они могут не до конца понимать или выявлять эти воспоминания». Согласно мнению АПА, «представляется невозможным без соответствующих фактов отличить правдивые воспоминания от ложных». В отчете АПА утверждается, что «компетентный психотерапевт должен принимать, что опираясь исключительно на текущую информацию и не располагая необходимыми фактами, он не может делать выводы о том, правдивы или ложны восстановленные воспоминания».

Контрольный опросник RMT

Многие из известных сторонников RMT используют контрольные опросники для определения того, стало ли пережитое пациентом насилие причиной его проблем во взрослой жизни, несмотря на то, что «не существует ни единого симптома, который бы автоматически свидетельствовал, что человек стал жертвой насилия в детстве»(АПА). Работы, посвященные жестокому обращению с детьми, отражающие подобную точку зрения, была очень популярны среди врачей и ведущих ток-шоу, где приняли участие Эллен Басс, Лора Дэвис, Венди Мальц, Беверли Холман, Беверли Энгел, Мэри Джейн Уильямс и Э. Сью Блюм. Под воздействием общественного подкрепления многие непроверенные утверждения приобретил статус фактов. Доктор Кэрол Таврис пишет:

Словно по чудовищному соглашению, эти авторы опираются на работы друг друга в поиске необходимых фактов, подтверждающих их гипотезы; все они рекомендуют книги друг друга. Стоит кому-то одному из них состряпать статистику вроде «более половины всех женщин пережили в детстве сексуальное насилие», как эти цифры плодятся, словно кролики, они перепечатываются из книги в книгу и со временем лелеются как достоверные факты. Так поддерживается круговорот дезинформации, поддельной статистики и суждений, лишенных законной силы.

Одно из существенных отличий между этими спецалистами и скажем, физиками, состоит в том, что первые приобретают свой авторитет не в научных исследованиях а за счет опыта (они сами в детстве были жертвами насилия) или благодаря написанию книг по этой теме. Специалисты по проблеме насилию над детьми не обучены проведению научных исследований, что «не относится к их умению писать книгу или проводить терапию, но зато служит единственной причиной их научной безграмотности». (Таврис)
Вот некоторые недоказанные и ненаучные утверждения, которые передают из уст в уста эти эксперты по жестокому обращению с детьми: (1) Если вы сомневаетесь, что подвергались насилию в детстве или думаете, что это могло быть ваше воображение, это говорит о «пост-инцестном синдроме». (2) Если вы не можете вспомнить какие-либо конкретные случаи надругательства, но все равно испытываете ощущение, что с вами происходило насилие, значит, оно было. (3) Когда человек не может вспомнить свое детство или имеет очень нечеткие детские воспоминания, надо рассматривать возможность инцеста. (4) Если у вас есть подозрения, а также некоторые воспоминания, пусть и расплывчатые, насилие скорее всего имело место. Возможно, вы подавляете воспоминания, отрицая произошедшее.
В качестве опоры используются сообщения Бюро судебной статистики США, что опрос, проведенный среди женщин-заключенных в 1996-97 гг. обнаружил, что около 36% заявили, что пережили сексуальное или физическое насилие в возрасте 17 лет или моложе. Термины «сексуальное насилие» и «физическое насилие» не были четко определены, однако, одна треть сообщила, что пережила изнасилование до лишения свободы. Для сравнения, 16 других исследований жестокого обращения с детьми показали, что от 12 до 17 процентов сообщили о перенесенном насилии.
Кроме того, люди, которые пережили травматические события, обычно не забывают о них. * Травматический опыт забывается, только если (а) человек потерял сознание во время травмы (б) человек имел повреждение мозга до или после травмы, или (в) человек слишком молод, чтобы иметь необходимые для долгосрочной памяти нервные связи. Воспоминания хранятся не в каком-то таинственном темном подвале, а в сложной сети нейронных связей между несколькими участками мозга. Воспоминания теряются, когда теряются нейронные связи.

Воспоминания и вытеснение

Прежде чем обсуждать методы и приемы RMT, следует отметить, что очень немногие восстановленные воспоминания о сексуальном насилии всплывают спонтанно. Если они выходят наружу, то скорее в силу подтверждающих фактов, чем благодаря воздействию этого метода. В некоторые случаях толчок возвращению воспоминаний дают фактические данные. При этом складывается впечатление, что специалисты в этой области способны вернуть воспоминания большинству своих клиентов. Для тех, кто практикует эту терапию, это предоставляет лишнее доказательство ее эффективности. Для критически настроенных скептиков этот момент служит предупреждающим знаком: такие воспоминания представляют собой конфабуляции, внушенные назойливой терапией, основанной на определенных предположениях.
Даниэль Шактер отмечает, что научные доказательства вытеснения слабы. Также слабы доказательства того, что специфические расстройства вызваны вытеснением воспоминаний. Он отмечает случай, когда жертва изнасилования не смогла вспомнить изнасилование, которое состоялось на дорожке из брусчатки. Слова «брусчатка» и «дорожка» мелькали в ее голове, но она не связала их с изнасилованием. Она очень расстроилась, когда вернулась на место изнасилования, хотя и не вспомнила, что там произошло (1996 Schacter, 232). Можно было бы утверждать, что жертва действительно подавляет свои воспоминания об изнасиловании. Гипноз якобы может помочь восстановить эти вытесненные воспоминания. Тем не менее, гипноз это рискованная и необоснованная методика. Неявная память, т.е. память без осознания, связана с тем, что некоторые нейронные связи появились во время травмы, но этого оказалось не достаточно для полноценного запоминания.
Кроме того, даже если травматические воспоминания иногда подавляют, это происходит сознательно и намеренно. Многие из нас предпочитают не зацикливаться на неприятных переживаниях и предпринимают значительные усилия, чтобы стереть их из памяти, насколько это возможно. Мы вряд ли пригласим гипнотизера или психотерапевта, чтобы восстановить воспоминания о переживании, которое хотим забыть. Короче говоря, частичную амнезию лучше всего объяснить неврологически, а не метафизически. Мы забываем вещи либо потому, что мы не закодировали их достаточно сильно, потому, что нервные связи были разрушены или потому, что мы захотели забыть о них.

Методы восстановления воспоминаний

В терапии вытесненных воспоминаний используется множество методов, включая гипноз, визуализацию, групповую терапию и трансовое письмо. Гипноз рискованная затея, поскольку пациент может легко стать марионеткой в руках гипнотизера. Что касается трансового письма, то его терапевтическая значимость по-прежнему не доказана. Групповая психотерапия может привести к тому, что групповое подкрепление создаст ошибочное мнение, особенно при неосторожности терапевта. Участники группы могут подстрекать друг друга к тому, чтобы делиться странными историями без опаски насмешек. Группа может не способствовать восстановлению воспоминаний, а содействовать развитию и закреплению диких фантазий.
Использование имажинативной терапии или визуализации также может быть опасно. Шерри Хайнс рассказывает, как ее терапевт использовал этот метод, чтобы помочь ей вернуть память о насилии со стороны отца:

Мой отец готовил мне ванну, а затем рисовал на зеркале, запотевшем от пара, героев мультфильмов. Это было исходное воспоминание, которое приняли за основу.

И терапевт сказал мне: «Ты в ванной. Твой папа рядом. Он рисует на зеркале. Что он рисует»? Потом он сказал: «Хорошо, теперь твой отец подходит к ванной. Он ищет возможность прикоснуться к тебе. К какому месту он прикасается»? Вот каким образом воспоминания были созданы (Hallinan 1997).


Хайнс начала верить, что к ней приставал отец, и впала в такую депрессию, что пыталась покончить с собой. Она перестала обращаться к терапевтам и считает, что воспоминания были ложными и возникли во время терапии.

Случай Дианы Халбрук также ставит под вопрос надежность метода RMT. На сеансе трансового письма она написала, что ее отец приставал к ней. Это была шокирующая новость! Она пришла на групповую терапию и услышала странные рассказы о жертвах сатанинских ритуалов. Вскоре такие же странные события появились в трансовых письмах, в том числе появилось воспоминание, что она убила ребенка.

Поскольку воспоминания Дианы Халбрук о ритуальном насилии показались неправдоподобными, ее сомнения в подлинности этих и других восстановленных воспоминаний продолжали расти. Но эти сомнения встретили сопротивление со стороны участников группы и терапевта. «Я постоянно ставила под сомнение воспоминания, но когда я спросила терапевта, он закричал на меня, сказав, что я никак не помогу маленькой девочке, живущей во мне, и я отказываюсь помогать ей. Я не знала, чему верить. Тем не менее я поверила терапевту» (1996 Schacter, 269).

Халбрук прекратила терапию, которую Даниэль Шактер называет «токсичной», и больше не верит этим ужасным воспоминаниям. По мнению Шактера, «самым разумным объяснением служит то, что восстановленные события не имеют никакой реальной почвы».
Каждый из различных методов, описанных выше, производил впечатление очень успешного, поскольку позволял пациентам вспоминать события, о которых они не знали прежде. Подобные воспоминания касаются не только сексуального насилия, но и похищения инопланетянами, принуждения к участию в сатанинских ритуалах, а также травмы, пережитые в прошлых жизнях.
Психолог Джозеф де Ривера утверждает, что при восстановлении воспоминаний «вместо того, чтобы помочь пациенту отделить правду от вымысла, терапевт побуждает пациента «вспоминать» больше подробностей о травме, которую тот якобы пережил. Когда у пациента появляется образ – сон или чувство, будто что-то произошло – терапевт это поощряет, хвалит пациента и убеждает его в том, что это действительно произошло». Этот вид терапии, говорит он, «стирает границы между реальным и придуманным насилием и поощряет разрушение семей» (де Ривера, 1993).
Фонд Синдрома Ложной Памяти утверждает, что зафиксировал сотни таких случаев. В ряде случаев пациенты подали в суд, и терапевты были привлечены к ответственности за вред, причиненный насаждением ложных воспоминаний. Несмотря на заявления о сотнях успешных случаев восстановления потерянных воспоминаний со стороны RMT терапевтов, некоторые судьи не принимают восстановленные в терапии воспоминания в качестве доказательств. Судья Уильям Дж. Грофф из Нью-Джерси написал о случае, который произошел в 1995 году,

Феномен вытеснения воспоминаний, а также терапия, используемая для восстановления воспоминаний, не получили признания в психологии и научных подтверждений (1996, Schacter, 267).

Еще одна судья из Нью-Джерси, Линда Далианас, не принимает такие показания, но она также заявила, что

Суд не будет слушать эксперта о по «восстановлению» якобы подавленных воспоминаний, потому что эксперты не в состоянии привести никаких данных в поддержку своих теорий. ​​(1996 Schacter, 267).

В Калифорнии, где процедура восстановления была не только разрешена, но и послужила основой для вынесения приговора по убийству, в конечном итоге была отменена из-за отказа информировать присяжных, что источником почти всех подробностей об убийстве мог быть легко доступный газетный репортаж. Было также установлено, что человек, который утверждал, что спонтанно вспомнил о преступлении, солгал, а все подробности были получены во время сеанса гипнотерапии.

RMT терапевты создают ложные воспоминания?

«Войны памяти» – так называется глава о вытесненных воспоминаниях в книге Даниэла Шактера «Поиски памяти». Для лучшего понимания споров вокруг вытесненных воспоминаний и психотерапии, используемой для «восстановления» воспоминания о пережитом в детстве сексуальном насилии, представьте театр военных действий. С одной стороны – те, кто утверждают, что пациенты с определенными видами физических и психических расстройств имеют подавленные воспоминания о пережитом в детстве сексуальном насилии, которые необходимо восстановить в процессе терапии. Их противники утверждают, что воспоминания, полученные во время терапии не являются подлинными воспоминаниями о сексуальном насилии, они построены из материала, который предоставляет сам психотерапевт.
На первой стороне Ленор Терр, Лора Браун, Кеннет Поуп, Лора Дэвис, Эллен Басс и другие. На второй Элизабет Лофтус, Кэрол Таврис, Ричард Офше и Фонд Синдрома Ложной Памяти. Противники в этой войне не замечают, что на самом деле являются сообщниками. Шактер предоставляет свой набросок этой схватки. Его выводы кажутся довольно слабыми, если не противоречивыми, учитывая факты, которые он предоставляет (272).

Во-первых, не существует убедительных научных доказательств, что можно создать ложные воспоминания о сексуальном насилии – и таких доказательств никогда не будет из этических соображений. Во-вторых, также нет окончательного научного доказательства того, что терапия сама по себе или отдельные методы одни ответственны за создание ложных воспоминаний. В-третьих, несколько отдельных предположений, если их рассматривать вместе, поддерживают вывод, что некоторые врачи помогают создавать иллюзорные воспоминания о сексуальном насилии.

С другой стороны, Шактер предоставляет убедительные доказательства, почерпнутые из контролируемых исследований, что воспоминания могут быть созданы, и он дает сильный аргумент, что вытеснение воспоминаний, концептуальная основа RMT, почти не имеет научной поддержки. Эта теория широко распространена в среде психологов и психиатров, но научные исследования, демонстрирующие такие механизмы, отсутствуют. Сторонники RMT предполагают, что демонстрация любого из ряда некоторых симптомов свидетельствует о пережитом в детстве сексуальном насилии. Многие из этих симптомов вовсе не указывают на глубокие психологические проблемы, тем более травматического характера. Многие симптомы относятся к заболеваниям, не имеющим в основе сексуальную травму. Терапевты, которые предполагают, что их пациенты пережили сексуальное насилие, и предполагают, что у них есть какие-то воспоминания, неважно, насколько они фантастические или бредовые, не нуждаются в намеренном насаждении воспоминаний у своих пациентов. Эти терапевты априорно решили, что все психические артефакты, которые они раскрывают, ведут к сексуальному насилию в детстве и это причина проблем пациентов.
Исследования Марсия Джонсона показало, что способность отличать воспоминания от воображения зависит от реакции на источник информации (Schacter 1996, 116). Таким образом, восстановленные воспоминания о насилии могут быть очень яркими и точными во многих деталях, но быть ложными. Например, в случае с Дианой Халбрук очень вероятно, что источник ее воспоминания о сатанинском ритуале можно найти в групповой терапии.

Воспоминания о насилии как символическая версия

Единственное, чего добились сторонники RMT, это отвлекли внимание от сомнительного механизма вытеснения и ненаучных методов интерпретации символических значений воспоминаний. Это не было преднамеренным поступком, а произошло в результате ряда судебных исков бывших пациентов против терапевтов, все из которых отказались от воспоминаний, выявленных в процессе терапии, и обвинили терапевтов в разрушения своей жизни привитыми ложными воспоминаниями. Но шум вокруг ложных воспоминаний поднялся потому, что эти воспоминания были ужасными и отравляли жизнь людей. Если бы терапевты взращивали разнообразные приятные воспоминания, помогая им радоваться жизни и отношениям с другими людьми, то никакого шума не было бы.
Некоторые из восстановленных воспоминаний настолько странные, что здравомыслящему человеку впору не принимать их за чистую монету. Но психотерапевты не останавливаются перед причудливостью воспоминаний (например, Джон Мэк, умеющий распознавать среди пациентов жертв похищения пришельцами), рассматривая эти воспоминания в качестве артефактов разума, которые затем анализируют, словно археологи, извлекающие истину из-под руин. Либо они заявляют о том, что эти фантастические воспоминания символизируют реальный опыт.
Например, Лора Браун, психолог из Сиэтла, один из передовиков этой терапии, заявляет, что фантастические воспоминания представляют собой символическую версию реальных событий. Реальное событие – это пережитое в детстве сексуальное насилие. «Кто знает, может педофилия кроется за сатанинскими ритуалами и каннибальскими оргиями?» – предполагает Браун.
В прошлом Браун критиковала Фонд синдрома ложной памяти, обвиняя его в отсутствии научности. Но ее пристальное внимание к символической природе фантастических воспоминаний тоже вряд ли можно назвать научным. Имеются ли научные свидетельства в пользу того, что фантастические воспоминания можно отличить от иллюзий? Как нам отличить воспоминания о каннибализме от символических воспоминаний? Мы знаем, что символизирует распятие или свастика, но что символизирует людоедство? Символам свойственна неопределенность. Можем ли мы уверенно утверждать, что какое-то воспоминание служит символом насилия, перенесенного в детстве, а не во взрослой жизни? Где нам взять уверенность в том, что определенные воспоминания не символизируют насилие над собой? Да и зачем нам считать их символом какого-либо насилия вообще? Как нам отличить символ насилия от символа страха перед насилием? Раз уж на то пошло, как нам отличить символическое представление страха перед возможным насилием над собой от символического представления страха перед насилием над другим человеком или сожаления о том насилие, которое было совершено над другим человеком в прошлом? Разумеется, все это грозит тем, что символические воспоминания будут неправильно истолкованы, тем более, что совсем не очевидно, что воспоминания действительно имеют символическое значение.
Должны ли мы принять без вопросов, что любые воспоминания, истинные или ложные, отражают некоторую истину, объективную или субъективную, которую только обученный врач может определить? По мнению некоторых сторонников RMT, это именно так. Если это так, нас просят принять мистику, а не науку. Как можно опровергнуть утверждение, что невероятные на первый взгляд воспоминания представляют собой символическое сообщение? Может ли кто-нибудь представить себе эмпирическую проверку этого утверждения? Если проблема состояла просто в точности воспоминаний, имелась бы некоторая надежда на установление в некоторых случаях, истинными или ложными являются полученные воспоминания. Но если ставится вопрос о том, имеют ли воспоминания символическое значение, то точку в этом вопросе поставить просто невозможно.
Как определить истинную причину воспоминаний? Делать это самим или довериться интерпретациям терапевтов? В первом случае разумно предположить, что собственные воспоминания вряд ли имеют буквальный смысл, а являются символическими и должны быть интерпретированы другим человеком? Возможно, эти воспоминания следует понимать не буквально, а символически. Возможно, каждый терапевт должен разработать субъективные критерии для таких понятий, как «вытеснение» и «терапия». В этом случае терапия является опасным орудием. История изобилует примерами того, что происходит, когда представителям группы авторитетных лиц позволяется игнорировать эмпирические данные и определять истину так, как им заблагорассудится. Это ни разу не кончилось добром. Почему бы психотерапевтам не извлечь из этого урок?



#57255 Ночной энурез у взрослого мужчины

Отправлено от SecondHand на 18 Октябрь 2012 - 12:18 в Медицина

Они - это кто? Провокативная терапия и Краткосрочная стратегическая?

Да, также как и логотерапия Виктора Франкла, или же достижения Эриксона в работе с пациентами(но не гипноз), или работа Миланской группы и т.д.

А "хорошее знание кухни" не врачом? Медкузен? Вы и операции на сердце умеете делать, да? В книжках все описано..

В текущее время нужно иметь некоторые представления и о врачебной практике и о диагностировании, иметь источники для независимых диагнозов со стороны, т.к. диплом врача, как и любого другого специалиста не говорит о его профессионализме - легко можно потратить время, деньги, здоровье на некомпетентного специалиста, потому некоторые знания в области оценки того или иного специалиста, предлагаемого лечения иметь все-таки стоит.
В психиатрии этот вопрос более актуален, т.к. затрагивает огромное поле сферы жизни конкретного человека, его семьи, а "кухня" психиатрии на данный момент такова, что говоря о биологической болезни, психиатры её диагностируют только на основании поведения и когнитивных тестов в рамках МКБ-10, ставя при этом ярлык на человека, а любые галлюцинации трактуются как психоз и "ш", говоря о эндогенности(органике) психиатры просто не находят психологической причины подобного поведения, а сетуют на органику, но опять же диагностируют на основе поведения и слов пациента. Про методы лечения и, внезапную, помощь нейролептиков для широкого круга людей с совершенно разными расстройствами умолчу.



#57221 Ночной энурез у взрослого мужчины

Отправлено от SecondHand на 18 Октябрь 2012 - 12:13 в Медицина

Насколько я помню, речь шла о провокативной терапии. Я конечно, понимаю, что "некоторые методики по предписанию симптома часто используются", но ведь не настолько..

Если Вы углубитесь в изучение данных модальностей, то поймете, что они идентичны.
"некоторые методики по предписанию симптома часто используются", но ведь не настолько..
Не настолько для кого? Для парадоксальных терапевтов? Да и к тому же нужно хорошо знать "кухню" КПТ, для того чтобы оценить парадоксальную терапию в структуре метакогниций.



#57167 Ночной энурез у взрослого мужчины

Отправлено от SecondHand на 17 Октябрь 2012 - 05:19 в Медицина

То есть научного подтверждения она таки не получила.. И вот такими лженаучными методами вы пытаетесь лечить по Интернету?

Да, к сожалению на текущий момент мета-анализа по стратегической терапии нет, есть небольшие исследования, которые Вы можете найти и в некоторых книгах, но отсутствие мета-анализа не говорит о том, что данная психотерапия является лженаучной, в 2013-2014 годах должно выйти крупное исследование проведенное в Израиле, до сего момента какие-то выводы делать рано, но тем не менее некоторые методики по предписанию симптома часто используются и в других терапиях, в частности в КПТ техника "наводнения" или в других бихевиоральных модальностях техники работы со страхами. В случае энуреза, ни один рациональный подход не даст необходимого результата, в виду сложности проблематики, потому в данном случае наиболее рационально использовать парадоксальные методики.






Copyright © 2024 Нейролептик.ру