Перейти к содержимому

 


Фотография
- - - - -

О происхождении психических заболеваний


Сообщений в теме: 66

#1 Владимир С.

Владимир С.

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 19 сообщений

Отправлено 17 Июнь 2009 - 12:59

ПОТРЕБНОСТИ И ПСИХОПАТОГЕНЕЗ.

Вступление.
Бывает что самое простое, лежащее на поверхности решение проблемы остаётся незамеченным. Именно такая ситуация сложилась и с проблемой этиологии психических расстройств и заболеваний.
Каких только гипотез о природе психических заболеваний не строится, а между тем, совершенно очевидно, что патологии мировосприятия в клинической стадии, являются лишь открывшимися и гипертрофированными продолжениями тех потребностей, которые были гиперактуальны для пациента до наступления его заболевания.
Разумеется, когда личность пациента совершенно разрушена болезнью, то ни каких параллелей с его здоровым стилем мировосприятия уже не провести, однако в не столь тяжёлых случаях, характер патологий легко кореллируется с личным характером потребностей, которые предшествовали заболеванию.
Существует два психодеструктивных комплекса, это симтомокомплекс потребностей и симптомокомплекс потребностей гордости. Данная классификация потребностей отличается от общепринятой большей структурной обобщённостью, но не отрицает её.

Потребности.
Существует три архетипических вида потребностей.
1. Физические потребности – потребности в физических удовольствиях и комфорте.
2. Эмоциональные потребности - потребности в приятных и сильных эмоциях и впечатлениях, проявляющиеся как стремление к информации, развлечениям, играм, зрелищам, приключениям, увеселениям, к алкоголю, наркотикам и т.п.
3. Потребность в безопасности, которая проявляется как тревога перед возможными несчастьями, болью, врагами, болезнями, бедностью, голодом, смертью и т.п., и как стремление предохраниться от всего вышеперечисленного.
Потребность в безопасности обычно определяется такими понятиями, как «страх» или «тревога», однако в замене этих терминов на словосочетание «потребность в безопасности», нет никакой семантической натяжки.
Эмоционально-информационная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же эмоционально-информационная потребность преследует человека непрестанно, и является одной из главных мотиваций поведения. Иначе говоря, если человек ни чем не занят, в отсутствие внешних источников впечатлений, то у него неизбежно наступает состояние эмоционально-информационной недостаточности, которая и толкает человека к действию.
Гипертрофированая зависимость от потребностей определяется характерологическим симптомокомплексом, который можно определить как синдромом аскетической недостаточности, он включает в себя такие качества как: прихотливость, капризность, изнеженность, невоздержанность, неумеренность, несмелость, робость, безвольность, склонность к праздности, комфорту и гедонизму.
Неаскетичное отношение к потребностям делает их удовлетворение гиперактуальным, невозможность же их удовлетворения приводит психику аскетически слабых личностей к расстройствам, которые порождаются двумя факторами.
1. Острое недовольство тем или иным обстоятельством, или комплексом обстоятельств (страх, или (не)желание чего-либо).
2. Аскетическая слабость, которая не позволяет мирно переносить дискомфортные обстоятельства, зачастую лёгкие или даже мнимые.
(Не)желание в самоощущении воспринимается как страдание, и чем сильней (не)желание чего-либо, тем сильней страдание, именно это страдание и разрушает психику аскетически слабой личности.
Личность с аскетическим характером не «уйдёт» в болезнь даже под воздействием очень сильных страданий, человек же аскетически слабый может заболеть даже и от пустяковых раздражителей.
Аскетичность традиционно позиционируется как добродетель, но добродетель аскетичности заключена не в скудости и страдании; добродетель аскетичности заключается в мирном приятии несовершенств бытия, в стойком отношении к дискомфортным обстоятельствам.

Потребности гордости.
Потребности гордости можно разделить на три архетипических симптомокомплекса:
1. Потребность в лестном и благоприятном мнении о себе.
Психологические проявления: страх («стыд») перед насмешкой, осуждением, презрением; страх перед предосудительной молвой, перед нелестным, неодобрительным, пренебрежительным мнением. Мнительность, чувство неполноценности и ущербности.
Поведенческие проявления: обидчивость, подозрительность, ранимость, застенчивость, манерность, чопорность, щепетильность.
2. Потребность быть объектом интереса и внимания (тщеславие).
Психологические проявления: стремление привлекать внимание и вызывать интерес. Стремление выделяться, отличаться, производить впечатление, удивлять, оставлять о себе память, хотя бы даже негативную, стремление к признанию, известности и славе.
Поведенческие проявления: демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.
3. Потребность в первенстве и превосходстве (честолюбие).
Психологические проявления: стремление к важности и значимости, стремление к лидерству, первенству и превосходству. Неприятие чужого лидерства, первенства и превосходства. Неприятие чужих достоинств, благ, успехов, преимуществ (зависть).
Поведенческие проявления: стремление главенствовать, распоряжаться, руководить, поучать, принуждать. Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики, и советов. Упрямство, конфликтность, несговорчивость, высокомерие, самодовольство, самоуверенность, надменность.
Агрессивно - провокационные проявления честолюбия: вызывающее поведение, воинственность, вандализм, грубость, дерзость, жестокость, нигилизм, пренебрежительность, хамство, циничность, экстремизм.
Агрессивно - провокационное поведение честолюбия порождается его стремлением силой и демонстративным презрением утвердить свое превосходство над человеком, обществом и законом, в юридической практике эта мотивация именуется хулиганскими побуждениями.
О том, что описанный выше симтомокомплекс имеет общий, единый корень, свидетельствует хотя бы то, что всему многообразию перечисленных выше проявлений гордости противостоит одно единственное качество – скромность (в христианстве – смирение) которое можно определить как равнодушие к лестности мнений о высоте своих достоинств. Но не следует применять это определение к надменности, поскольку её равнодушие к лестности мнений о высоте своих достоинств основано лишь на пренебрежении к мнению «окружающих ничтожеств».
Психодеструктивные факторы потребностей гордости:
1. Страх гордости перед нелестным и пренебрежительным мнением.
2. Страдание тщеславия от собственной незаметности, заурядности, безвестности.
3. Страдание честолюбия от своей недостаточной социальной значимости, от своего низкого социального статуса, от непричастности к престижным ценностям.

Психопатическая составляющая расстройств.
Классификация потребностей делающих психику уязвимой была бы не полной без рассмотрения психопатической составляющей психопатологий.
Если признать, что социальность человеколюбия определяется такими качествами личности как: сочувственность, отзывчивость, сострадательность, благожелательность, милосердность, способность к сопереживанию, способность воспринимать даже самые малые страдания и неудобства другого как свои собственные (эмпатия).
То тогда придётся признать и то, что в основе асоциальности эгоизма (качества противоположного человеколюбию) лежит неспособность эгоцентрика отождествлять себя с другими людьми, его неспособность проецировать дискомфорт другого человека на себя, его бездушность, чёрствость, несострадательность, его «органичная» неспособность к эмпатии.
Неакцентуированный потребностями эгоцентризм является пассивным, непроявленным свойством личности. Недружественность немотивированного эгоцентрика выражается лишь в виде грубоватой бестактности. Причина же этой бестактности заключена не в незнании правил хорошего тона, а в межличностной бесчувственности, которая не позволяет эгоцентрику практиковать социально комфортное поведение.
Социальная деструктивность эгоцентризма обусловлена не мотивациями гордости и потребностей, но зато эгоценризм гипертрофированно акцентуируется личными интересами.
Интересно отметить, что в описаниях симптоматики слабоакцентуированных психопатий, отутствие эмпатии у психопата ещё отмечается, тогда как в описаниях сильноакцентуированных психопатий, неспособность психопата к восприятию чужих неудобств и дискомфорта уже отходит на задний план или вообще исчезает. Асоциальность психопата в этих случаях уже приписывается исключительно предпочтительности его личных интересов.
Но если человек убивает другого за бутылку водки, то проблема заключается прежде всего не в любви к алкоголю, а в том, что цена человеческой жизни для кого-то может быть столь низкой. (Пример клинически не совсем корректен, но зато нагляден.)
Альтруист встав перед дилеммой «личные интересы – интересы окружающих», постарается в той или иной степени примирить столкновение интересов, для психопата же дискомфорта и страданий окружающих просто не существует, а потому его личная заинтересованность может с неожиданной легкостью обратиться в проявления даже самой крайней жестокости.
Психопатическая бездушность подобна катализатору в химии, она не участвует как мотивация в асоциальных «реакциях», но зато прекрасно «активизирует» их.
И не следует путать склонность психопатических личностей к агрессивному отстаиванию клановых интересов с альтруизмом. Ибо агрессивность психопата в борьбе за клановые интересы более обусловлены безразличием к интересам и страданиям «чужих», нежели благожелательностью к «своим».

Пример корелляции потребностей с психосимптоматикой.
Для примера проведём корелляцию потребностей с симптоматикой параноидальных расстройств.
Любой человек в той или иной мере движим потребностью в лестном и благоприятном мнении о себе, и потребностью в безопасности, гиперакцентуация же этих, в общем-то естественных потребностей может разрастись до таких масштабов, что личность человека может быть ими полностью разрушена, что собственно и происходит в случаях тяжёлых параноидальных расстройствах.
Важно отметить, что «паранойя нелестного мнения», в своём развитии легко и вполне «логично» может трансформироваться в «паранойю вреда».
А в том случае если для параноика гиперактуальны также и потребности тщеславия и честолюбия, то к клинической картине ещё добавляется и могущество сил, которые «преследуют» параноика.
Иначе говоря, неамбициозному параноику «козни строят» соседи, родные, друзья или сослуживцы. В том же случае если гипракцентуирован также и комплекс честолюбия, то персона параноика в этом случае «становится важной», и за ней уже «охотятся» спецслужбы, мафия, иностранные разведки, инопланетяне и другие «силы небесные».

Заключение.
Аскетическая слабость, гордыня и эгоцентризм не любят обнаруживать себя. Их психотерапевтическое обнаружение в качестве источника дискомфорта пациента, это довольно горькое «лекарство», но это действительно лекарство, в отличие от психофармакологических средств, которые являются, если можно так выразится, лишь средствами психоанестезии.
  • 0

#2 Pantera

Pantera

    Частый гость

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPip
  • 60 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 17 Июнь 2009 - 04:50

Очень интересно, но спорно.
:rolleyes:
  • 0

#3 Viola

Viola

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 725 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:

Отправлено 17 Июнь 2009 - 07:15

Интересно кто автор - врач или кто вообще по мировоззрению, - откуда такая "теория"?
  • 0

#4 Владимир С.

Владимир С.

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 19 сообщений

Отправлено 17 Июнь 2009 - 07:46

Очень интересно, но спорно.
:rolleyes:

А в проблеме психоэтиологии нет не только бесспорного, но даже и более менее общепринятого.
Можно конечно и поспорить, но доказательной базы априори нет ни у одной точки зрения.

Интересно кто автор - врач или кто вообще по мировоззрению, - откуда такая "теория"?

Я автор.
Насчёт мировоззрения Вы верно подметили, являюсь адептом христианской антропологии.
  • 0

#5 Viola

Viola

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 725 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:

Отправлено 17 Июнь 2009 - 08:27

Я автор.
Насчёт мировоззрения Вы верно подметили, являюсь адептом христианской антропологии.


Что христианской - это сразу понятно. Какой конфессии, можно спросить? Похоже на "околоправославие".
  • 0

#6 Владимир С.

Владимир С.

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 19 сообщений

Отправлено 17 Июнь 2009 - 09:02

Что христианской - это сразу понятно. Какой конфессии, можно спросить? Похоже на "околоправославие".

Отнюдь, натуральное православие, по крайней мере по догматическим вопросам противоречий нет, просто на некоторые проблемы нравственного богословия взгляд более широкий.
  • 0

#7 V for Vendetta

V for Vendetta

    Ветеран форума

  • Сомнительные
  • PipPipPipPipPip
  • 111 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 17 Июнь 2009 - 10:00

Аскетическая слабость, гордыня и эгоцентризм не любят обнаруживать себя. Их психотерапевтическое обнаружение в качестве источника дискомфорта пациента, это довольно горькое «лекарство», но это действительно лекарство, в отличие от психофармакологических средств, которые являются, если можно так выразится, лишь средствами психоанестезии.

Хорошо, обнаружили. Ну и что с этим делать?

Обнаружение каких-либо качеств вообще не может дать ничего в плане психотерапии: умный и начитанный в психологии человек и так все о себе знает. Вопрос в том, как менять в себе те или иные качества?

Или единственный выход - это креститься? B)
  • 0

#8 Viola

Viola

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 725 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:

Отправлено 17 Июнь 2009 - 11:46

на некоторые проблемы нравственного богословия взгляд более широкий.


Насколько более широкий? Чем у кого? Яркие примеры?
  • 0

#9 Владимир С.

Владимир С.

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 19 сообщений

Отправлено 18 Июнь 2009 - 10:45

Насколько более широкий? Чем у кого? Яркие примеры?

Это весьма обширный вопрос.
Взгляните хотя бы на мою классификацию проявлений гордости в пункте "Потребности гордости", и для сравнения припомните что примерно говорит христианство о гордыне (гордости).
Только поиски отличий гордости от гордыни не начинайте, это пустое.
  • 0

#10 Владимир С.

Владимир С.

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 19 сообщений

Отправлено 18 Июнь 2009 - 10:54

Обнаружение каких-либо качеств вообще не может дать ничего в плане психотерапии:
умный и начитанный в психологии человек и так все о себе знает.

:blink:

Вопрос в том, как менять в себе те или иные качества?

Это большой вопрос.

Или единственный выход - это креститься? B)

Ах оставьте иронию, сил моих больше нет ко взаимокривлянию. <_<
  • 0



Ответить



  





Copyright © 2024 Нейролептик.ру