Перейти к содержимому

 


Фотография
* * * * * 1 Голосов

Встречи с Чорным монахом.


Сообщений в теме: 23

#1 eSperatoR

eSperatoR

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 824 сообщений
  • Пол:Не определился

Отправлено 12 Май 2008 - 01:37

Уже более тридцати лет постоянно думаю о Чехове, поскольку пациенты, с которыми занимаюсь особенно много, более или менее похожи на Чехова и многих чеховских героев своими душевными особенностями. По этой причине Чехов им нередко ближе, созвучнее других писателей - и своим мироощущением тоже.

]]>http://bibliopsy.mospsy.ru/bu1.html]]>

Мысль затеять сию тему бороздила мой мозг вот уже несколько дней. Сегодня она кажется созрела окончательно. Запрос к поисковым машинам выдал сразу же вот-такую-вот ссылку. Дальше - больше... но, чуть позже. Сначала попытаюсь сказать своими словами(;

Чеховский "чёрный монах" воспринимается литературоведами, как самый загадочный рассказ Антонпалыча. Однако, людям сродственным с вопросами душевного здоровья, я думаю, не составит особого труда понять скрытые там шифры. Вот это-то мне и интересно. Почитать мнения уважаемых участников этого форума об этом неординарном произведении нашего великого русского писателя, да...

Но на одном вопросе, возникшим в ходе моих размышлений на эту тему, я хотел бы заострить внимание публики особо. Это, конечно же, вопросы о взаимотношениях таких людей как главный действующий персонаж этого рассказа и его окружения. Не секрет, что такого рода личности причиняют неисчислимые проблеммы, как своим близким, так и всяким-прочим вступающим с оными в какие бы то ни было взаимотношения. Человеческое сообщество всегда стремилось с нивелировать такого рода отклонения. Резоны тут приводятся обычно самые, что ни на есть гуманного свойства. Начиная от невыносимых страданий самого носителя этих отличий. В итоге, мы получаем истории похожие на историю последних лет Э. Хемингуея.

Повторюсь, пожалуй. Ибо хочу быть правильно понятым.
Я ничего не намерен в этой теме утверждать. Мне гораздо интересней будет почитать ваше мнение, да...
Вопрос этот сложный и многотрудный, но, имхо, ужасно интересный.

И потом, мне кажется, будет совсем даже неплохо, если участникам полемики между доказательной медициной и ея альтернативой удастся немного отвлечься и чутка сбить накал этой, безусловно продуктивной дискуссии(;

с уважением, С.
  • 0

#2 Т+А

Т+А

    Модератор чата

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 351 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Мsк
  • Интересы:психиатрия, религия, спорт, кореллы-нимфы, hi-fi, high-end

Отправлено 12 Май 2008 - 01:59

Ой давайте еще и о Достоевском напишем с его особенностями творчества . Число обратившихся за психиатрической помощью в 20-м веке возросло в 40-к раз однако ... Что такое Понятие нормы психического здоровья ? В крупных мегаполисах все эти психастеники или другие смежные расстройства встречаются через одного ....
  • 0
Теория + практика

#3 eSperatoR

eSperatoR

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 824 сообщений
  • Пол:Не определился

Отправлено 12 Май 2008 - 02:22

Ой давайте еще и о Достоевском напишем


Нет. ФМ мне не так интересен - банальная эпилепсия, да...
Впрочем, Вы, наверное, можете обсудить особенности его творчества в другой ветке(;
Его романы для меня не сильно отличны от полицейской хроники тех лет, плюс, как я уже отметил особенности его заболевания.
Ну, ещё пожалуй, это его лудомания... Нет. Я, с Вашего позволения, совсем не об этом.
  • 0

#4 Т+А

Т+А

    Модератор чата

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 351 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Мsк
  • Интересы:психиатрия, религия, спорт, кореллы-нимфы, hi-fi, high-end

Отправлено 12 Май 2008 - 02:41

Нет. Я, с Вашего позволения, совсем не об этом.


Лиха беда начало - тема пошла ! Я так для затравки .
  • 0
Теория + практика

#5 Polina

Polina

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 139 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Баку
  • Интересы:психиатрия, дизайн, фэнтэзи, теннис, иога, релакс, активныи одых

Отправлено 12 Май 2008 - 10:31

..."Как счастливы Будда и Мухаммед или Шекспир, что добрые родственники и доктора не лечили их от экстаза и вдохновения!"... - Да, такую фразу не мог сказать человек, не испытавший такого же на себе, не прочувствовав это, не испытавшей на себе все "муки" этого душевного состояния.
Как ни странно, часто такие образы становятся вдохновением для людей исскуства, а бывает, что видения могут перевернуть и обратить в творчество и "обыкновенного человека".
Через них, порой, легче понять себя, выразить всё "сказанное" и "услышанное" в своих произведениях... Не это ли "сублимация"???

В глубине души Коврин ждал монаха, и, надеясь на "невероятную встречу", совсем не удивился при "встрече" с ним.
Подсознание очень скоро выдало желаемое за действительное. Может это и объясняет тот факт, что психоз(если это он) проявился сразу, без псевдогаллюцинаций и т.д.

Чехов отмечал, что при написании повести "Чёрный монах" испытывал "тоску по одиночеству" и "отвратительно психопатическое настроение". Когда же ему задавали вопрос о его сходстве с Ковриным, он отвечал, что если автор изображает психически больного, то это не значит , что он сам болеет.

Ещё время работы над "Чёрным Монахом" совпало с пе риодом острого интереса Чехова в психиатрии. Он подружился с известным психиатром Яковенко.

Лично меня роман поразил, но и ужаснул, ведь в нём настолько ясно открыто описана история человека, находящегося в неком пограничном состоянии, который бы и не попытался бы бороться с болезнью, если бы не его близкие. Самое интересное это то, что он осозновая своё бред, не боялся его, а вдохновлялся им, тем самым приводя в недоумение окружающих. Бред настолько благотворно влиял на него, что он считал неправильными тех, кто "пресёк" его разговоры с подсознанием... (вообще считаю, что в таких случаях, стоит как можно быстрее отвлечь больного от "подобных" разговоров, а если творчество так и "прёт" наружу - дать ему выйти, но потом ни в коем случае не показывать больному, дабы не навевать тяжкие воспоминания...а со временем если дело пойдёт на поправку, человек и сам поймёт, что даже если что-то не так, то лучше думать, что это всё бред.)

Что же касается окружения - то лучше действительно мало кому, а то и не кому не рассказывать про "тайные контакты" с мирами иными. В противном случае люди начнут или косо смотреть или просто считать всё это дело пустым занятием.
У людей таких появляется отчуждённость. Всё зависит от формы и рода таких расстройств. Как правило нарастает депрессия...всё ведёт к болезни и дальще развивается как явное психическое расстройство.

А вот то что болезньКоврина отразилась трагически на жизни близких - это правда, близкие больнее и ближе всех воспринимают то, что происходит у нас в душе. Ну, "настоящие" близкие, те, для кого мы реалнго важны и дороги.

Вы обратили внимание на интересную тему, а я не думаю что великий Чехов придумал сюжет про монаха просто наобум, скорее он или заимствовал у кого - то подобную историю, а может и испытывал что-то схожее на себе? Ведь в разные периоды жизни психика может выдавать разные состояния... не стану говорить что у нормы нет пределов, это не так, и ваш вопрос состоял не в этом...но может Чехов подогнал своё состояние под состояние героя и вот результат - проникновенная повесть?
  • 0

#6 eSperatoR

eSperatoR

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 824 сообщений
  • Пол:Не определился

Отправлено 13 Май 2008 - 10:52

"Я приняла тебя за необыкновенного человека, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим..." (Чехов VIII, 255)

Спасибо Вам, Polina, за столь развёрнутое и прочувстванное сообщение. Девушки, вообще, зачастую оказываются гораздо смелее иных зрелых и многоопытных мужей, да... И как же часто их ждёт горькое разочарование в последствиях собственной смелости. Вот и Таня Песоцкая... тоже, в конечном итоге, жестоко обманулась в своих ожиданиях. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы ограничился только лишъ данной констатацией.

Вся, вся наша жизнь ушла в сад, мне даже ничего никогда не снится, кроме яблонь и груш, – сетует Таня в разговоре с магистром. – Конечно, это хорошо, полезно, но иногда хочется и ещё чего-нибудь для разнообразия. Я помню, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее”...

Ну, что ж... разнообразия им случилось с избытком, однако, реакция этих людей на столь радикальное разнообразие, была реакцией ребёнка, чъя любимая игрушка вдруг неожиданно вышла из повиновения. - Не иначе сломалась!

Вся дальнейшая история этого семейства, это история тщетных попыток вернуть себе утраченный контроль над любимой куклой. Приметы собственного инфантилизма Коврина щедрой рукой мастера разбросаны по всему тексту этой выдающейся филосовской притчи.

”В девять часов утра на него надели пальто и шубу, окутали его шалью и повезли в карете к доктору. Он стал лечиться”.

А, что же сам Антонпалычъ? Ведь это зрелое произведение зрелого мастера можно сказать совершенно выбивается из т.с. мейстрима его литературной продукции. Это один из его редких сугубо медицинских рассказов, да?

А, Антонпалычъ весь в хлопотах. В кои-то веки обретя наконец собственное гнёздышко в новоприобретённом Мелихове, он не знает ни минуты покоя.

«В Мелихове у Антона Павловича, вероятно, от переутомления расходились нервы – он почти совсем не спал. Стоило ему начать забываться сном, как его «дергало». Он вдруг пробуждался, какая-то странная сила подбрасывала его на постели, внутри у него что-то обрывалось «с корнем», он вскакивал и уже долго не мог уснуть. Но, как бы ни было, приезд Лики и Потапенко сильно развлекал его.» Обыкновенно случалось так, что когда он и Лика приезжали в Мелихово, то Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в моду «Валахскую легенду» Брага.» В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до нее с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать, откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает ее, и девушка в разочаровании засыпает снова.» Антон Павлович находил в этом романе что-то мистическое, полное красивого романтизма. Я упоминаю об этом потому, что романс имел большое отношение к происхождению его рассказа «Черный монах».» Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает брат Антон, как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза. Мы все уже привыкли к его «дерганьям» во сне, и я понял так, что это его «дернуло» и он выскочил в сад, не успев еще хорошенько прийти в себя.
- Что, опять дернуло? – спросил я.
- Нет, - ответил он. – Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился черный монах.
Впечатление черного монаха было настолько сильное, что брат Антон еще долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нем свой известный рассказ.»


Впрочем, он всегда очень негативно реагировал на какие бы то ни было параллели между автором и лирическим героем этого своеге рассказа. Но, вся штука в том, что Чехов всегда был реалистом. От корней волос и до кончиков ногтей. Никакой метафизики. А тут на тебе...

Я всегда говорил, что наше сознание существует исключительно в тексте, да... Не эго, а именно со_знание. В 1892 г. в России выходит перевод книги Ц. Ломброзо "Гениальность и помешательство". "Говорят же теперь ученые, что гений сродни умопомешательству" - помните эту фразу, вложенную Антонпалычем в уста своего героя? А, вышеупомянутая "Валахская легенда"? Под воздействием книги Ломброзо герой начинает осмыслять и музыкальный текст "Серенады" Брага: "девушка больная воображением, слышала в саду какие-то таинственные звуки, до такой степени прекрасные и странные, что должна была признать их гармонией священной, которая нам, смертным, непонятна и потому обратно улетает в небеса" (Чехов VIII, 232-233). И, наконец, последняя капля, которую автор пролил на интересующий нас текст. Эта капля - "Руководство к плодоводству для практиков" Н. Гоше... В предисловии к "Руководству" его автор пишет: "Любовь к плодоводству и симпатия ко всем тем, которые им занимаются, не раз были причиною того, что я говорил подчас слишком резко; признаюсь, что в подобных вещах очень трудно быть сдержанным".

При чтении Чехова очень часто возникает ощущение окутывающего тебя безумия. В "Чёрном монахе" оно достигает своего апофеоза. Здесь безумие окружающих накладываясь на безумие главного героя, собственно и порождает тот самый образ. Образ монаха.

Монах говорит герою: "Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды - и в этом ваша высокая заслуга" (Чехов VIII, 242)

Как писал Лев Шестов в "Творчестве из ничего": "В "Черном монахе" Чехов рассказывает о новой действительности и таким тоном, как будто сам недоумевает, где кончается действительность и начинается фантасмагория. Черный монах влечет молодого ученого куда-то в таинственную даль, где должны осуществиться лучшие мечты человечества. Окружающие люди называют монаха галлюцинацией и борются с ним медицинскими средствами - бромом, усиленным питанием, молоком. Сам Кобрин не знает, кто прав. Когда он беседует с монахом, ему кажется, что прав монах, когда он видит пред собой рыдающую жену и серьезные, встревоженные лица докторов, он признается, что находится во власти навязчивых идей, ведущих его прямым путем к помешательству".

Кобрин не знал, но создавший его писатель, имхо, прекрасно это понимал. Другое дело, что выразить свою мысль иначе он не мог по целому ряду причин, возможно, сугубо личного свойства, да...

Психоаналитик, лингвист-структуралист Жак Лакан утверждал, что при диалоге двух субъектов незримо присутствуют социальные законы, культурные нормы, характерные для данного общества. Эти нормы не позволяют сообщить истину, если истина противоречит усвоенному закону (социальным нравственным и культурным нормам, т.е Супер-эго). На страже истинного сообщения всегда стоит цензура социального происхождения.

В процессе говорения вытеснение проявляет себя как несоответствие между означающим и означаемым ( то есть несоответствие между словесным символом и истинной идеей). И тем не менее, по Лакану, истина все равно сообщается, но сообщается ”между строк”. Истину открывают символы. Символ - это нечто, представляющее что-то другое. В самом распространенном случае такими символами выступают ошибки речи и оговорки, а так же метафоры.


Пока всё...

с уважением, С.
  • 0

#7 Т+А

Т+А

    Модератор чата

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 351 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Мsк
  • Интересы:психиатрия, религия, спорт, кореллы-нимфы, hi-fi, high-end

Отправлено 13 Май 2008 - 12:25

Прошу прощения за офтоп - монаха буду читать ( заинтересовало) . А вот слова проф. Зыбелина от 1777 г. что " ... разум покоряет себе тело и сколько бы тело не противилось ему... оно , наконец обессиливает и принуждено будет уступить оному победу " считаю абсолютно правильными .
  • 0
Теория + практика

#8 Polina

Polina

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 139 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Баку
  • Интересы:психиатрия, дизайн, фэнтэзи, теннис, иога, релакс, активныи одых

Отправлено 13 Май 2008 - 02:05

Вот вчера забыла написать, - людям, захваченным такими вот "чёрными монахами" кажется что их идеи никто не понимает...что и ведёт к уединению или обособленности и т.д.
  • 0

#9 eSperatoR

eSperatoR

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 824 сообщений
  • Пол:Не определился

Отправлено 14 Май 2008 - 12:27

Вот вчера забыла написать, - людям, захваченным такими вот "чёрными монахами" кажется что их идеи никто не понимает...что и ведёт к уединению или обособленности и т.д.


Это не так. Если им хватает ума не афишировать т.с. источник своего вдохновения. И их идеи не чрезмерно экстравагантны, то ... такие люди могут быть чрезвычайно убедительны. Более того, офоромив оные в удачную упаковку, многие впоследствии даже обрастают учениками и преданными последователями. Синдром Кандинского-Клерамбо, коий Антонпалычъ, по моему скромному убеждению, отразил на страницах своего рассказа в своей т.с. клинической фазе исключительно из соображений драмматургии, и вовсе не подразумевает такого. Напротив, эти люди стремятся не взирая ни на что распространить свои идефиксы на всю доступную им ойкумену, да....

Весь сонм религиозных проповедников, наиболее ярые поборники новейших идеологических доктрин... да, мало ли...
  • 0

#10 Т+А

Т+А

    Модератор чата

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 351 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Мsк
  • Интересы:психиатрия, религия, спорт, кореллы-нимфы, hi-fi, high-end

Отправлено 14 Май 2008 - 12:44

Более того, офоромив оные в удачную упаковку, многие впоследствии даже обрастают учениками и преданными последователями.

Весь сонм религиозных проповедников, наиболее ярые поборники новейших идеологических доктрин... да, мало ли...


Здорово , вот бы приобрести такую симптоматику . И кста быть похожим на аля жириновский
  • 0
Теория + практика



Ответить



  





Copyright © 2024 Нейролептик.ру