Расскажу об одном недавнем случае и потом еще добавлю информации. Итак, вот выписка нашего пациента...
Пациент М., 20 лет, находился на стационарном лечении в соматопсихиатрическом отделении в течение 10 дней, поступил с диагнозом: острое отравление неизвестным веществом нейротропного действия. Множественные резаные раны левого предплечья.
Родился в СПБ. Рос и развивался спокойным, замкнутым мальчиком. Часто болел. Нравилось проводить время одному. В детском саду раздражал остальных детей тем, что повторял за ними движения и фразы (делал это не специально).
В школу пошел с 7 лет, со сверстниками общался, но также нравилось больше проводить время в уединении (размышлять, придумывать разные рассказы, например про природу), учился хорошо до 5 класса. Далее был переведен в физико-математический лицей, где успеваемость несколько упала, отношения со сверстниками стали сложнее (не принимали в свою компанию, да я и не хотел). В 10 классе был отчислен из-за годовой неудовлетворительной оценки по физике, поступил в общеобразовательную школу в 11 класс (закончил с одной тройкой).
В школе был период, когда пациент был недоволен своей внешностью «мне сказали, что у меня уши торчат», стал отращивать волосы, закрывал их шапкой. В дальнейшем это «само прошло». Учился в музыкальной школе, не закончил, т.к., со слов матери, «поменялся преподаватель, новая преподавательница была молодая и давала маленькие произведения, а он уже мог играть большие, не было смысла дальше заниматься». К 8 классу не мог определиться кем хочет стать, начинал интересоваться медициной, но «там долго учиться», потом увлекался компьютерами. Родители всегда твердили о важности высшего технического образования, выбрали пациенту дальнейший путь: поступление в ИТМО на факультет оптико-информационных систем и технологий (сам хотел на информатику, работать с компьютером). Перед ЕГЭ усердно занимался, ходит к репетиторам.
Доучился до 3-го курса, работал продавцом-консультантом. Месяц назад был отчислен, за большое количество долгов, не сразу смог в этом признаться родителям, боялся их реакции. Друзей не было, были «знакомые», переживаниями с ними никогда не делился. С противоположным полом серьезных отношений не имел - «мне и одному неплохо». Проживает с родителями (в одной комнате) и бабушкой (в другой), перенесшей инсульт. Бабушка во времена детства пациента была в обществе свидетелей Иеговы, периодически брала мальчика с собой, но пациент этим не увлекся. «Мама рассказывала, что тоже испытывала сильное нервное напряжение, когда училась в ИТМО на смежном факультете». Отец – не имеет высшего образования. Пациент описывает отца: «Тоже нервный человек, голова у него трясется, часто кричит. Принимает феназепам. Болеет гепатитом С.
О причине поступления рассказывает следующее: Последнее время выявляет нарушения сна: сон неспокойный (несколько раз просыпается за ночь), долго не может уснуть (дома ходит по коридору, думает, придумывает рассказы – помогает успокоиться), бывает, что просыпается раньше будильника и не может уснуть. Часто снятся кошмары про учебу («например, как преподаватель отрезает мне ногу»).
Обстоятельства поступления: «Съел 6 штук мускатного ореха, потому что было сильное нервное напряжение (из-за проблем с учебой), хотел успокоиться. Появились галлюцинации: слышал голоса из стен (и женские и мужские, что говорили, не помню). Искажались цвета и вкус (все было очень вкусно). Казалось, что умираю: вся кожа была синяя, взбухли вены, думал, что сейчас разорвутся в голове (стукнет инсульт), поэтому начал резать руку ножом, чтобы выпустить кровь». Принимает мускатных орех 1 раз в месяц, на протяжении 8-ми месяцев. «Нашел случайно в интернете: 4 штуки – помогут успокоиться, 6 – вызвать галлюцинации, больше – введут в кому, можно умереть». Утверждает, что «всегда (и в последний раз) принимал его для успокоения, а принял дозировку больше, потому что внутри они были белые (это означает что слабо подействуют)».
Выбор именно мускатного ореха объяснить толком не может. Суицидную попытку отрицает. Не обращался с проблемой «нервного напряжения» ни к родителям, ни к врачам, потому что «страшно подойти, сказать». «Принимает глицин – помогает». Называет себя замкнутым человеком, «ничего никому не рассказывает». Говорит о том, что нервное напряжение было всегда (волнуюсь, страшно подойти к людям с вопросом, даже к родителям). Жалобы на слабость.
Психический статус: В сознании. Всесторонне ориентирован верно. Внешне напряжен, несколько заторможен, зрительный контакт не держит, смотрит в сторону. На вопросы отвечает по существу, в плане задаваемого. Говорит тихим голосом. Рассказывает о своей жизни, постоянно возвращается к «напряжению, которое было во время учебы», «боялся рассказать родителям о задолженностях по физике». Объяснить, почему для «снятия напряжения» выбрал мускатный орех затрудняется: «в интернете нашел, сначала было интересно какой будет от него эффект, он расслаблял тело, легко становилось». Отмечает, что близких друзей не было «мне и одному хорошо». Эмоционально сглажен. Обманы восприятия отрицает, бредовые идеи активно не высказывает. Интеллектуально-мнестически сохранен. Настроен на лечение, охотно принимает назначенную терапию. Критика формальная.
Соматически: АД 120/70 Т 36.5. Тоны сердца приглушены, шумов нет. Дыхание жесткое, хрипов. Живот мягкий, безболезненный.
Получал лечение: инфузионная терапия в полном объеме, детоксикационная, витаминотерапия, психофармакотерапия (флюанксол 2 мг перорально, феназепам 1 мг на ночь в/м), симптоматическая.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВЛЕН ДИАГНОЗ:
Основной: Острое отравление ядом нейротропного действия (мускатный орех) легкой степени тяжести.
Сопутствующий: F 60.1 (расстройство личности шизоидного типа).
Осложнения: Токсическая энцефалопатия.
А теперь добавляю. Диагноз мы, подумав комиссионно, выставили в реабилитационных целях. Для дифференциальной диагностики между шизотипическим расстройством и простой формой шизофрении мы перевели пациента в дружественный нам дневной стационар. Посоветовавшись и изрядно переписавшись с коллегами, выяснили, что это не такая уже и редкость - впервые описаны аж в 1908 году, были и отравления с фатальным исходом Содержащиеся алкалоиды при распаде образуют мескалиноподобные соединения. И еще - коллеги из других городов пишут, что подобный эффект есть у многих специй и в последнее время часто встречается у молодежи в виде острых интоксикационных психозов.