А в том и уловка. Напомню кто такой лох и как ловят лоха. Лох - любитель халявы, и на халяву (или её обещание) его и ловят для развода.
Так вот бесплатное сейчас - это:
Либо работа пиратов, делающих из альтруистических соображений платный контент бесплатным (это реальный труд, иногда сложный и даже рискованный, чего лох, пользуясь бесплатным контентом даже не понимает, портя себе карму).
Либо та самая уловка и та самая халява - изначально бесплатный контент. Однако, если вдуматься, изначально бесплатным он быть не может - его оплачивает заказчик. А вот заказ и состоит в деградации потребителей.
Поэтому потребитель деградирует как бы бесплатно, но на самом деле платит высокую цену: он тратит своё время, иные ресурсы, но самое главное - он понижает свою адекватность (как знание о мире, позволяющее выживать, адаптироваться, развиваться и повышать свой социальный статус).
upd. В последнее время шустрые ребята, заметив, что среднестатистический лох потребитель достиг той стадии деградации, когда можно продавать ему и бесплатный контент, довольно широко развернулись на это поле. Это всевозможный коучинг и тренинги по самым разным темам, но в основном связанные с личностным ростом, финансовым ростом или продажей иных образовательных программ, которые можно найти в свободном доступе, но у лоха потребителя на это уже не хватает компетентности (той самой адекватности).