Возможности техники связи с каждым годом расширяются, поэтому, независимо от мнения противников дистанционных консультаций, это направление будет развиваться. Службы телефонов доверия давно стали привычными.
Какие-то минусы консультаций по переписке и телефону, конечно, есть. На мой взгляд, такая форма консультаций во-первых ограничивает диагностические возможности (по той простой причине, что часть сеснсорных анализаторов исключается из восприятия), во-вторых для клиента это более благоприятное поле для сопротивления терапии. Даже учитывая отдельные перечисленные причины обращения за консультацией в Инете, можно также усмотреть в них потенциально негативные факторы:
- В провинции найти профессиональную психологическую помощь крайне затруднительно. Квалифицированным специалистам привлекательнее работать в крупных городах, в провинции их нишу заполнили дилетанты и шарлатаны, подчас не имеющие специального образования и применяющие сомнительные ненаучные подходы. Возможности психотерапевтической помощи в Москве и в регионах существенно отличаются. Если в Москве местные власти создают специализированные центры и поликлиники, то во многих провинциях людям просто некуда обращаться.
Интернет пространство не защищено от мошенников и шарлатанов. Как раз Интернете они могут найти хорошую почву для избегания ответственности своих действий. Попробуй, например, докажи что консультант рекомендовал по Скайпу какой-то препарат от которого пациенту стало хуже, а назначение этого препарата ни в рецепте ни в мед.документации зафиксировано не было.
- Физические заболевания и психические расстройства (агорафобия, социофобия и т. п.), которые делают невозможным обращение за психологической помощью в очном порядке.
- Субъективные факторы: высокий уровень тревоги и, как следствие, затруднения в общении в официальной обстановке в кабинетах.
Очное обращение агорафобов и социофобов уже тем самым является первым шагом на пути своего выздоровления. Это маркер хорошей мотивации и благоприятного прогноза. В любом случае терапевту необходимо решать затруднения тревожных пациентов именно в направлении побуждения к живому общению.
В целом я за развитие различных форм дистанционного консультирования. В большей степени эффективность консультирования зависит не от формата взаимодействия, а от профессионализма консультанта.