Перейти к содержимому

 


Фотография
- - - - -

Прошу инфы


Сообщений в теме: 11

#1 Viola

Viola

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 726 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:

Отправлено 30 Август 2008 - 04:53

...известное в психологии понятие идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему, носителем симптома является только один из них.

Очень часто, в силу своей незащищенности, идентифицированными пациентами оказываются дети. В качестве симптомов при этом может выступать все что угодно:

школьная неуспеваемость, плохая дисциплина, различные заболевания ребенка (например, энурез), всевозможные страхи и фобии и т.д. Например, родители заняты своими проблемами, им не до ребенка и последний, чтобы не чувствовать себя заброшенным, начинает (конечно же, неосознанно) получать плохие отметки в школе. Учителя вызывают родителей, дитя получает взбучку. В итоге внимание и забота, которых ему так не хватало, получены. Пусть хоть и в такой форме, но это лучше, чем ничего. Путь к решению проблемы найден - для того, чтобы родители его не забывали, ребенку необходимо плохо учиться.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за помощью в связи с ним, формулируя свой запрос в таком духе: “Что нам делать с этим ребенком?” или: “Сделайте с ним что-нибудь!”. Парадокс заключается в том, что помочь таким детям невозможно, не изменив существующей системы взаимоотношений в семье, которая и привела к проблеме. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то ничего не выйдет.

В середине 60-х годов прошлого столетия проводились исследования в семьях, в которых были больные шизофренией, с целью выяснить, как семейные отношения взаимосвязаны с болезнью одного из членов семьи. Было обнаружено, что изменение состояния больного в ходе лечения приводило к изменению состояния всей семьи. Как вы думаете, в какую сторону? Улучшение больного приводило к ухудшению взаимоотношений в семье! Получаются какие-то жуткие вещи: выходит, что семья неосознанно была заинтересована в тяжелой болезни одного из своих членов. Понятно при этом также, что лечение больного не могло бы дать устойчивых результатов без изменения всей системы взаимоотношений в семье.


Прошу инфы (любой, и собственного опыта тоже) по выделенному фрагменту данного манускрипта.

Если ссылка, прошу дополнительно своими словами написать - как вы увидели суть написанного по ссылке.

Будем искать выход.
  • 0

#2 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 30 Август 2008 - 09:29

Прошу инфы (любой, и собственного опыта тоже) по выделенному фрагменту данного манускрипта.

Если ссылка, прошу дополнительно своими словами написать - как вы увидели суть написанного по ссылке.

То, что это "известное в психологии понятие", авторы перегнули. Это не общеупотребительный термин в психологии. Такие термины характерны только для определенных теорий или школ. Да и в самой психологии обычно не любят использовать понятие "пациент". Интересно, откуда эта цитата?

В семейной психологии и терапии действительно много говорят о необходимости "изменения всей системы взаимоотношений в семье". Системный подход применительно к семье, по всей видимости, оказывается теоретически и практически продуктивным. На психотерапевтическом рынке сейчас, кстати, в моде системная терапия Б.Хеллингера, где со слов ее сторонников технически нехитрым способом можно добиться больших результатов по оздоровлению всей семейной ситемы и отдельных ее элементов (членов семьи).

Что касается ссылки на исследования 60-х, то, по-видимому, они проводились в рамках психоаналитической теории "шизофреногенной матери". Сейчас эта теория не очень популярна, есть много аргументов против. Хотя есть и сторонники ]]>http://www.autism.ru...sp?id=109&vol=1]]>
  • 0
тифоанализ

#3 CopperKettle

CopperKettle

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 872 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Екатеринбург
  • Интересы:Механизмы шизофрении и депрессии; молекулярная психиатрия; метаболизм одноуглеродных фрагментов; психиатрическая генетика

Отправлено 30 Август 2008 - 09:55

Это все чудные теории пятидесятых и шестидесятых из разряда "докажи, что ты не верблюд". (0:

Улучшение больного приводило к ухудшению взаимоотношений в семье!

Вы представляете себе, сколько нужно семей проверить и как тщательно, чтобы установить хотя бы корреляцию состояния больного и "отношений в семье" (как они измерялись? кем?). А как решить, что влияет на что, что первично? Если бы такие масштабные работы проводились, были бы десятки статей с обсуждением методики и статистики.
Скорее всего, упоминаемых исследований либо не было, либо это были ненаучные теоретизирования одного из корифеев одного из модных в то время течений (а время было занятное, с расцветом антипсихиатрии и еще живым Фрейдизмом). Так рождаются психологические мифы вроде позорной теории "шизофреногенной матери" или забавных "фактов" про 20%-ное использование мозга, полезные для проталкивания очередных модных "техник" вроде ракировочек им. тов. Хеллингера. (0:

Сходил по вышеуказанной ]]>ссылке]]>, наискосок проглядел, больше всего повеселил вот такой образчик магического мышления:

..понятно, что дедушка, пока был жив, выполнял определенные психологические функции в семье. Что стало с этими функциями поcле его смерти? Закон гомеостаза обеспечил сохранение этих функций, так как они, вероятно, были очень важны для этой семьи. Носителем их стал мальчик: он засел дома, стал выглядеть как старичок, говорить как человек прошлого столетия. Дисфункция в данном случае заключалась в том, что семейная система не смогла перейти на другую стадию своего жизненного цикла, потеряв один из своих элементов (дедушку); победил закон гомеостаза. Цена победы - психическое здоровье ребенка: система не изменилась, только мальчик заболел. Зачем же нужен был дедушка, какие функции он выполнял в системе? Системная диагностика показала, что дедушка стабилизировал брак своей дочери, контролируя ее агрессию и повышая статус зятя. Фактически дедушка обеспечивал сохранность семьи.


Кому понятно, какие функции, какой закон гомеостаза учитывает роль дедушек? Феерия просто. Бедные родители детей с аутизмом, бедой которых пользуются для развития таких "теорий". Но некоторые сохраняют присутствие духа и здравый смысл, поэтому, как справедливо отмечают авторы:

Прямые обсуждения смысла и значения симптома для семьи вызывают лишь сопротивление и дискредитацию психотерапевтов.


Да, умный спокойный родитель отфильтрует красивые фразы про гомеостаз, карту и территорию, ялту и евпаторию, квантовые бифуркации, отметит бредовость теории и:

Семья уходит из терапии не получив никакой помощи. Это еще одно мощное проявление закона гомеостаза систем.


Да, гомеостаз действует в обе стороны. (0:

Структурный подход Минухина разрабатывает ритуалы, меняющие структуру семейной системы стратегический подход Хейли-Маданес предлагает ритуалы, усиливающие симптоматическое поведение и вовлекающие в это патологическое поведение всю семью.


Их турецкоподданный коллега Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей, будь он жив сейчас, оценил бы такое примение исскусства ненасильственного отъема денег у населения. Главное - чтить Уголовный Кодекс. (0:




(а вот ]]>это]]> просто ужас, летящий на крыльях ночи. Вообще книжка - источник цитат для ]]>научной кунсткамеры]]>).
  • 0
(я не врач)

#4 Viola

Viola

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 726 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:

Отправлено 31 Август 2008 - 12:46

Уголовный Кодекс - хороший "закон". Закон гомеостаза - не знаю.

Автор материала темы - игумен Евмений (Перистый). Неоднозначна оценка его дел в Церкви. Книги его говорят, да, неплохие, и эта тоже. А позже там он какой-то Альфа-курс создал, не любят это у нас... неохаризматизм, понимаете? Бог да управит.

Из этой книги я уловила хорошую интуицию автора - схватывает он и видит что-то.

Мне лично очень помогло вот что (хотя, казалось, было поздно, вырос...):

Как дать им знать, что вы их любите

Итак, только в том случае, если ребенок знает, что он безусловно любим своим родителем, отец или мать могут оказать на него то или иное влияние. Но не надо директивно "влиять" на него, по поводу и без повода. Если ваши слова правильны, и если вы действительно любите своего ребенка, он может откликнуться или не откликнуться на ваше предложение. Он имеет право не открыться на вашу любовь, в этом его свобода. Но если он безусловно любим родителями, у него всегда есть тыл, куда можно вернуться от житейских бурь и неудач, и у него всегда есть возможность контролировать свое поведение.

Если вы хотите вырастить послушных и самостоятельных детей, каждый день говорите им, что любите их. Эти слова никогда не будут лишними. Даже если ваш ребенок притворяется, что не нуждается в них, не верьте ему. Каждый раз, когда ребенок слышит от своих родителей слова “я люблю тебя”, он чувствует себя более защищенным и уверенным. Его личность формируется и мужает. И чем больше его уверенность в вашей любви, тем более открыт он для любви Божией.

Кроме слов о любви, ребенок должен видеть и чувствовать вашу любовь на самом деле: в поступках, поведении, в ваших делах. Есть три основных способа регулярно показывать своим детям, что вы их любите: “контакт любящих глаз”, физический контакт, безраздельное внимание.

Зрительные и физические контакты должны быть частью вашего общения с вашими детьми, но надо, чтобы это происходило от сердца, это нельзя делать формально, "выполняя родительский долг". Если слова человека, т.е. родителя в данном случае, и его дела, его внешнее поведение расходятся, подросток это интуитивно почувствует. Если мы говорим о любви, а на самом деле в голосе у нас угрожающие интонации, то, безусловно, интонации считываются ребенком как более достоверная информация, чем содержание слов.

Контакт любящих глаз. Безусловную любовь можно донести, как мы уже упомянули, посредством зрительного контакта. В нашей культуре почему-то не принято долго и часто смотреть в глаза друг другу. Возможно, это нормально. Но благодатная сила любви передается именно посредством зрительного контакта, когда мы смотрим глаза в глаза. Глядя в глаза, вы, даже не осознавая этого, можете выразить самые разные чувства: печаль, гнев, ярость, ужас или любовь. В большинстве семей, к сожалению, зрительный контакт на удивление редок. А когда он и имеет место, то чаще всего несет отрицательные эмоции. Это происходит, когда родители отчитывают ребенка, отдают ему всякие приказания. Дорогие родители, помните: чем чаще вы будете учитывать зрительный контакт как средство выражения любви, тем полней ваш ребенок будет насыщаться любовью. Господь смотрит на нас глазами детей. И наоборот.

Избегание зрительного контакта с другими людьми вызвано тем, что в детстве, особенно в младенчестве, у ребенка не было зрительного контакта со своими родителями. Таким людям трудно смотреть в глаза другим, они отводят взгляд, и вообще уходят от всякого глубокого и серьезного разговора. Родительская мудрость подскажет, в какие моменты необходимо настоять на более эффективном ведении разговора, а в какие нужно, наоборот, отстраниться, отойти, не настаивать.

Дети заполняют свои “эмоциональные резервуары”, жадно впитывая глазами любовь своих родителей. Когда вы любящим взглядом смотрите на ребенка, вы заставляете его ощущать себя ценным и нужным человеком. Начиная примерно с шестинедельного возраста, младенцы способны воспринимать и впитывать любовь, которая струится из глаз смотрящих на него близких людей. Дети, не получающие от своих родителей энергии любящих глаз, не чувствуют себя истинно любимыми. Они начинают ощущать неуверенность, что-то неладное в своих отношениях с родителями. Им кажется, что они сделали что-то, что не нравится родителям, но не понимают, что именно.

В современной семье длительный контакт глаз чаще всего проявляется в контексте критики, выражения недовольства. Родители фиксируют свой взгляд на детях, когда сердятся на них, но очень редко пристально смотрят на них с любовью. Вырастая без этого, многие дети затем всю жизнь чувствуют себя очень неуютно при любого рода прямом контакте глаз, потому что воспринимают его как проявление враждебности и отводят свой взгляд.

Влюбленные подолгу пристально смотрят в глаза друг другу, словно говоря: “Я люблю тебя”. Опробуйте этот способ на своих детях, — и вы будете изумлены тем эффектом, которое даст длительный контакт любящих глаз, особенно если раньше они никогда не испытывали этого.

Физический контакт. Другим важным моментом проявления родительской любви, сохранения ниточки отношений является момент физического контакта. Вряд ли ваш сын или ваша дочь будут отрицательно реагировать на легкое прикосновение к плечу, спине или руке. Прикоснуться к вашему ребенку и при этом задать какой-то вопрос — это совсем легко. Ребенок сознательно этого, возможно, и не заметит, но это фиксирует его душа. Такими легкими прикосновениями, физическим контактом (если он, конечно, искренен) проявляется безусловная любовь.

Именно посредством такого контакта восполняются душевные силы ребенка. Даже если он и не расположен к общению, сообщите ему прикосновение вашей любви. Думаю, что в определенных ситуациях нелишне будет обнять, поцеловать вашего ребенка. Но не следует делать это слишком часто, чтобы он не чувствовал неловкость. И все же есть моменты, когда это вполне уместно. Например, при прощании, или по возвращении из поездки, или когда случится что-то, чем ребенок особенно доволен. Например, он получил отличную оценку на экзамене. Бывает так, что ваш ребенок приходит к вам, будучи глубоко разбит или мучаясь какими-то своими проблемами, которые и рассказывать не хочет, но хочет просто побыть с вами.

А иногда бывает так, что ваш ребенок безо всякой причины, просто так нуждается в ласке. Если вы готовы дать своему ребенку ожидаемое им, он будет вам благодарен. Однако случаются ситуации, когда совсем непонятно, чего чадо хочет. Здесь только материнское или отцовское сердце может подсказать. А бывает и так, что ваш ребенок с очень серьезным видом начинает разговор на какие-то, на первый взгляд, малозначащие темы. Будьте внимательны и не спешите обрывать разговор, так как это нанесет вред вашим отношениям. Вслушайтесь, вчувствуйтесь и поддержите разговор. Если ребенок открылся перед вами, значит именно сейчас для него это очень важная тема. К сожалению, мы не всегда можем адекватно оценить актуальность того или иного разговора с собеседником, его проблемы. Тем более своего взрослеющего ребенка.

Обнимать и целовать своих детей — это самый чудесный способ давать понять им через прикосновения, что их действительно любят, ими дорожат. Один известный педагог говорит, что детям требуется “четыре крепких объятия в день, для того, чтобы они выживали; восемь крепких объятий в день для того, чтобы они были здоровы, и двенадцать крепких объятия в день для того, чтобы они росли”. Дети, которых родители не обнимают и не целуют, в конце концов начинают думать, что они не достойны этого и ощущают неуверенность, обиду, отверженность. Вырастая, на многие ситуации они реагируют деструктивным поведением.

Исследования показывают, что детей обоих полов в течение первого года жизни обнимают примерно одинаково часто. После этого дети женского пола продолжают получать столько же физической нежности. А вот число объятий, получаемых мальчиком, разительно сокращается, — приблизительно до 20 процентов от тех объятий, что получает пятилетняя девочка. Некоторые родители думают, что излишняя нежность к мальчику превратит его в неженку. Однако жизнь показывает обратное: мальчики, которых часто обнимают, которые получают много других физических контактов, вырастают сильными, мужественными и уверенными в себе. Те же, кто мало или совсем не получают физического контакта от родителей, могут вырасти неуверенными в себе, считающими, что их нельзя любить.

Третий и, наверное, самый эффективный способ показывать ребенку, что вы действительно любите его, — безраздельное внимание. Этот способ требует, чтобы вы регулярно проводили определенное время с сыном или дочерью.

Детям необходимо бывать со своими родителями, чувствовать свою связь с ними, они нуждаются в разговорах со взрослыми. Это нужно им, как пища для роста. При этом важна не формальная сторона дела, не количество времени, проведенного вместе, а его качество, степень вовлеченности родителей во внутренний мир своего ребенка.

Еще одним важным фактором формирования полноценных отношений, с ребенком является безраздельное внимание. Безраздельное внимание — это не только ситуация, когда вы смотрите на ребенка, беседуете с ним или прижимаете его к себе. И то, и другое, и третье не требует от родителя особых усилий. А вот безраздельное внимание требует времени, и подчас много. Иногда это означает, что вам придется отложить свои дела, когда вашему ребенку понадобится такое внимание. Родители, как правило, менее всего склонны идти на подобные жертвы.


А ведь тут правда, да? Вот так отогревать деток от нас, все мы тут снежные королевы.

Мне эту книгу прислали по мэйлу. Не знаю, как она в сети, есть?
  • 0

#5 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 31 Август 2008 - 03:06

Если кому-то советы игумена Евмения пошли на пользу и семейный климат от этого стал более позитивным, то слава богу.

А вообще, подобное строгое расписание правил характерно для поведенческой психологии. Оно предполагает некую модель «правильных», «идеальных» отношений, которую человек должен в себе натренировать для достижения успеха. В поведенческих тренингах как раз многократно и отрабатывают определенный паттерн поведения в какой-либо ситуации. Только опять же, согласно все тем же законам физиологии, без постоянного подкрепления любой навык угасает. И вот уже вместо 8 крепких объятий в день 5, вместо 12 поглаживаний по головке 7, вместо слов «я люблю тебя» оговорки «убью» и т.д.

Мое мнение в этом плане более лояльное. Нет никакой единственно правильной модели семьи. Поведение членов семьи определяется многими факторами (семейные традиции, личные особенности, этнические и культуральные факторы и т.д.) В семье Ивановых вырастает Иванов, в семье Петровых – Петров. Всем хорошо, все довольны. А вот если начать учить Ивановых жить по правилам Петровых или какой-либо психологической модели «идеальной семьи», то вероятность нарушения семейного гомеостаза, появления дисгармонии в отношениях достаточно велика.

Кстати, довольно часто от матерей можно услышать вопрос: как показать ему(ей), что я его люблю? Да никак. Любить. То что должно при этом показаться ребенку – покажется само и ровно настолько насколько сильна сама любовь родителя.
  • 0
тифоанализ

#6 CopperKettle

CopperKettle

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 872 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Екатеринбург
  • Интересы:Механизмы шизофрении и депрессии; молекулярная психиатрия; метаболизм одноуглеродных фрагментов; психиатрическая генетика

Отправлено 01 Сентябрь 2008 - 03:29

Уголовный Кодекс - хороший "закон". Закон гомеостаза - не знаю.

Автор материала темы - игумен Евмений (Перистый). Неоднозначна оценка его дел в Церкви. Книги его говорят, да, неплохие, и эта тоже. А позже там он какой-то Альфа-курс создал, не любят это у нас... неохаризматизм, понимаете? Бог да управит.


Я не против религии, люблю вот ]]>госпелы]]> (это тоже, наверное, харизматизм :rolleyes:). Просто сомневаюсь, что у священнослужителя есть время просматривать ту сотню новых статей по шизофрении, которые каждую неделю выходят. Вот и получается, что человек с добрыми намерениями подаёт ложную информацию, маргинальные теории полувековой давности. И это всё вполне вперемешку с хорошими духовными наставлениями.
  • 0
(я не врач)

#7 Т+А

Т+А

    Модератор чата

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 351 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Мsк
  • Интересы:психиатрия, религия, спорт, кореллы-нимфы, hi-fi, high-end

Отправлено 03 Сентябрь 2008 - 12:07

Я не против религии, люблю вот ]]>госпелы]]> (это тоже, наверное, харизматизм :rolleyes:). Просто сомневаюсь, что у священнослужителя есть время просматривать ту сотню новых статей по шизофрении, которые каждую неделю выходят. Вот и получается, что человек с добрыми намерениями подаёт ложную информацию, маргинальные теории полувековой давности. И это всё вполне вперемешку с хорошими духовными наставлениями.


Статей может и много , но лечат методами полувековой давности :(
  • 0
Теория + практика

#8 Viola

Viola

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 726 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:

Отправлено 03 Сентябрь 2008 - 12:19

Статей может и много , но лечат методами полувековой давности :(


Ну, Изи, полвека это мало, о чем говорить. Раньше лучше лечили.

Вот gggDMN говорил, что врач должен видеть не диагноз-болезнь-проблему, а человека.

Когда врач видит проблему, он ее забивает (как камнями) теми же, простите за выражение, нейролептиками, не к ночи будь помянуты. Ну, тоже нужны бывают... :D Да, но если бы только проблему, а то и пациента тоже можно забить, не заметив - врач же не его видит, а болезнь.

Когда же врач видит человека - он видит в пациенте что-то живое и настоящее, какой-то островок здоровья, росток здоровья, который надо вырастить.

Это принципиально другой подход.

Вообще, если слово "пациент" строго перевести на русский, что получится7 Терпило...
  • 0

#9 CopperKettle

CopperKettle

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 872 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Екатеринбург
  • Интересы:Механизмы шизофрении и депрессии; молекулярная психиатрия; метаболизм одноуглеродных фрагментов; психиатрическая генетика

Отправлено 03 Сентябрь 2008 - 03:18

Вообще, если слово "пациент" строго перевести на русский, что получится7 Терпило...


Это не русский, а уголовная феня. За семьдесят лет власти уголовников такая феня довольно сильно распространилась в обществе..


Статей может и много , но лечат методами полувековой давности


Да, согласен. И метод "стволовые клетки по вене", по-моему, не выбивается из этой тенденции.
  • 0
(я не врач)

#10 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 03 Сентябрь 2008 - 03:46

Вообще, если слово "пациент" строго перевести на русский, что получится7 Терпило...

Откуда такой перевод? Пациент от лат. patientis - страдающий, страждущий. Т.е. буквальное значение отнюдь не унизительное, оно не указывает на ущербность человека.
Хотя большинство психологов и психотерапевтов предпочитают употреблять термин "клиент" подчеркивая деловую, экономическую сторону взаимоотношений специалиста и человека обратившегося за помощью.
На Западе, говорят, есть такой фариант формулировки: "человек пользующийся услугами психиатра". :)
  • 0
тифоанализ



Ответить



  





Copyright © 2024 Нейролептик.ру