Поставлена человеком задача - разрешить его проблему в рамках его системы ценностей.
Ну, лично я бы разрушил эти "ценности". Разрушил бы в той мере, в которой они превращают его в неадеквата, который врёт сам себе, то он правослабный, то игрушки нюхает... Убожество какое-то, а не вера.
Ну может быть...А какая система ценностей имеет право на жизнь? Вопрос жизнеспособности? То есть такой дарвинистский взгляд на них? Но в таком случае психиатрии и не стоит вмешиваться в войну абстрактных концепций, и жизнь сама всё урегулирует. Причудливые, но жизнеспособные философии, картины мира, системы ценностей выживут, нежизнеспособные умрут, может быть умрут самые распространённые. Кстати, я не видел чисто православных или католиков. Человек сам выстраивает свои конструкции, используя различные философии, религии как инструментарий, строительный материал. Немного этого, немного этого. Человек может выстроить конструкцию, которая может казаться очень причудливой на первый взгляд, но в то же время она окажется очень жизнеспособной, да ещё у этого человека появятся сторонники. Диоген, например, ходил с фонарём в поисках человека, публично мастурбировал. Ну и что? Он был основателе школы киников, то есть ещё и сторонники появились.
И можно ли рушить системы ценностей психиатрическим инструментарием? Психиатрия себя позиционирует как клиническую отрасль медицины. А медицина рассматривает человека главным образом как биологический организм, в котором протекает множество процессов, иногда они приобретают патологическую форму, то есть наносят вред организму. Можно, конечно, извратиться и заявить, что извращённая жизненная философия - это продукт извращённых биологических процессов, нарушенной нейрохимии мозга. Но это заявление на грани невероятного. Во-первых, нет объективной шкалы оценки определения уровня "причудливости" системы ценностей для всех времён и народов, во-вторых, даже если бы она была, я не думаю, что была бы открыта корреляция между уровнем этой причудливости и уровнем дофамина, серотонина, норадреналина в мозгу и так далее. То есть в любом случае нельзя менять систему ценностей психиатрическими методами. Нет никаких оснований для этого. Психология, психотерапия? Не знаю, но разве цель психотерапии - кардинальная перестройка человека? Тем более психотерапевт вроде бы отказывается от привилегии глаголить абсолютную истину своими устами, что так и только как, и в его отношениях с пациентом нет такого дисбаланса власти, как между психиатрическим пациентом и психиатром, как мне кажется.