Здравствуйте. Меня звать Дмитрий.
Решил обратиться к вам, т.к. не знаю уже, что и делать. Ситуация такая.
Моя племянница (дочь родной сестры) по всем симптомам больна шизофренией. Больна очень давно, с рождения практически (по крайней мере, некоторые признаки я наблюдал ещё в то время, когда она была грудным ребёнком). Сейчас ей 14 лет 3 месяца. Школу и детский сад не посещала ввиду того, что страдает с рождения сколиозом самой последней степени. Учителя приходят на дом несколько раз в неделю.
Сразу скажу главное - почему я к вам решил обратиться. И мать, и бабушка (которая помогает с ней сидеть) наотрез отказываются показывать ребёнка психиатру, объясняя это тем, что ребёнок и так инвалид пожизненный будет, что они смирились с тем фактом, что придётся всегда за ней ухаживать. И, в конце концов, говорят, что не нужно ей клеймо на всю жизнь, и сам дурак (я то есть). Хотя за последние года два-три даже они признают, что с ребёнком очень не всё в порядке в психическом плане.
Теперь, насколько можно, объективный симптомокомплекс.
Негативная симптоматика выражена. Апатия, Гипобулия, Астения, Эмоциональная тупость, Аутизм - это всё есть. Причём, характерно нарастание описанных симптомов с возрастом, (с очередным приступом?)
Осенью 2014 года ей сделали операцию в Кургане на позвоночник и практически полгода она лежала на диване дома (нельзя было вставать). Сейчас пришло время и подсаживаться и ходить самой в специальном корсете, но это она выполняет из под палки и очень нехотя. Нужно отметить, что отношение к своему физическому изъяну - сколиозу - равнодушное, не беспокоящее, как-будто и не замечает. Собственно, эти полгода залегания её ещё более изменили, что выражено в усилении негативной симптоматики в первую очередь. Ей нравится лежать и ничего не делать. Практически отсутствуют интересы, увлечения, социально-коммуникативные способности/возможности. Учебный материал усваивает кое-как, никакого интереса к учёбе, к учителям не проявляет. Учится лишь бы. Всегда совершенно ровно реагировала на отлучение матери/родных. На год мать уезжала, а ребёнок и не интересовался где мама, когда мама, не скучал, и тем более, не плакал.
Это так, навскидку.
Теперь о позитивных симптомах.
Когда я наблюдал периоды обострения, то в первую очередь бросается в глаза дурашливость, неологизмы, беспричинный хохот не своим голосом. При более внимательном наблюдении становилось ясно, что присутствует разорванность мышления, мыслей, нецеленаправленность и другое. Насчёт галлюцинаций и псевдогаллюцинаций не уверен, но лет пять назад точно был какой-то "мальчик", вкладывающий мысли/заставляющий, руководящий. Бред представлен был навязчивым страхом/боязнью вампиров, которые хотят причинить ей зло, страх каких-то бандитов (сейчас это вроде бы минимизировалось). Всегда любила лежать на диване в неестественных порой позах и куда-то смотреть, при этом не реагирует на обращение к ней, нужно повторить несколько раз, растормошить. Видит ли при этом что-нибудь, нет ли, но взгляд этот ненормален и как-будто сквозь тебя. Это, кстати, наблюдалось именно с пелёнок (полгода-года). В игрушки никогда толком не играла. Всегда была замкнутой и аутистичной.
Примерно вот такая картина. Повторюсь, что за последние полгода шибко не заметны позитивные симптомы, так как она всё больше лежит и лежит молча, полностью погружённая в какие-то свои мысли/миры. На контакт (кроме физиологических потребностей и, как ни странно, "уроков", когда приходит учитель, но и с ним ведёт себя пассивно и просто делает вид, что слушает, а приходящему учителю до лампочки, если честно. он номер отбывает) не идёт или отмалчивается. Ходить самостоятельно не хочет. В еде не привередлива - что дадут то и ест. От еды не отказывается, под себя не ходит - зовёт мать или бабушку. Боюсь, что скоро и это она перестанет делать, так как прогредиентность налицо.
Заставить мать и бабушку показать её психиатру и, главное, без утайки всё рассказать невозможно. Отстань, не твоё дело, сам дурак, а в последнее время - "да всё равно она инвалид, чего заморачиваться".
Я обращался в прошлом году в Ангарскую психбольницу (мы сами живём в Ангарске). Там на сайте мне ответил врач (или кто там отвечает), что без согласия матери нельзя её обследовать и даже беседовать и вообще лечить. На мой вопрос: " и что теперь ждать когда она превратится окончательно в овощ и сидеть сложа руки?" мне ответили опять же сухим языком о согласии матери/опекуна.
Поймите меня правильно. Я очень беспокоюсь за ребёнка и надеюсь, что не всё ещё так страшно и хоть как-то её можно вернуть в мир и социализировать. Бездействие же матери и бабушки просто смерти подобно. Я немного понимаю в психиатрии (учился на лечебном факультете, хотел стать психиатром-наркологом, но бросил институт) и вижу то, что вам изложил. Да это любой человек видит. Все наши родственники видят, но всем либо до лампочки, либо просто молчат, жалея мать, хотя в личной беседе соглашаются со мной полностью.
Помогите, пожалуйста. Как быть, как действовать, неужели ничего нельзя сделать, повлиять на мать, заставить её. Не может ведь такого быть. Это идиотизм какой-то, что за законы такие.
Прошу прощения за такое сумбурное письмо. Но надо что-то делать.
Буду ждать ваш ответ. Заранее спасибо.
С уважением, Дмитрий