Экзистенциальная психотерапия
#1
Отправлено 23 Декабрь 2008 - 06:59
Термин происходит от позднелатинского existentia — существование. В известной мере все психотерапевтические подходы Э. п. имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии — философией существования, возникшей в XX в. как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.
Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора (Kierkegaard S.) феноменология — философия жизни. Различают религиозных экзистенциалистов: Ясперс (Jaspers K.), Марсель (Marsel G. О.), Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, и атеистических экзистенциалистов: Хайдеггер (Heidegger M.), Сартр (Sartre J.-Р.), Камю (Camus А.). Центральное понятие учения — экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции — забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть — человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.
Границы Э. п. точно не определены, и в литературе существует несколько вариантов ее понимания. В узком смысле термин Э. п. обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла (Frankl V. E., 1961). Иногда выделяют экзистенциально-гуманистическое направление, крупнейшим представителем которого называют Мея (May R.).
Часто в Э. п. включают дазайнанализ (анализ бытия, анализ существования) Бинсвангера (Binswanger L). Несмотря на использование синонимических слов в названиях обоих указанных направлений, образ мышления и состав понятий различны. В последнее время разрабатываются и современные подходы в рамках Э. п., которые включают индивидуальные и групповые лечебные и коррекционные технологии.
Текст (с сокр.) из кн. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б.Д.Карвасарского, 2-е издание, СПб. -, 2000 г.
#2
Отправлено 26 Декабрь 2008 - 05:32
Хороший метод, сама использую, как альтернативу таблеткам от депрессии и дорогостоящим визитам к стоящим психотерапевтам. Общение можно организовать бесплатно, лишъ бы была на то воля.Экзистенциальная психотерапия. Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути (Cohen A. M., Smith R. D., 1976).
Термин происходит от позднелатинского existentia — существование. В известной мере все психотерапевтические подходы Э. п. имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии — философией существования, возникшей в XX в. как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.
Интуитивно.
#3
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 01:41
]]>Что такое экзистенциальная психотерапия?]]>
]]>Экзистенциальная и гуманистическая психология]]>
]]>И.Ялом Экзистенциальная психотерапия]]>
]]>Экзистенциальная психотерапия - Википедия]]>
#4
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 04:33
Вот ишо одна.Несколько ссылок по теме
Марк Кинг, Чарльз Цитренбаум
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД
Экзистенциальная психотерапия: поле отношений
Экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит. У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве); не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства. Однако у нее есть генеалогия, несколько разбросанных по свету кузин и кузенов, а также друзья семьи – кое-кто в Европе и кое-кто в Америке.
]]>http://www.igisp.ru/...ent/f1-33.shtml]]>
#5
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 07:01
И.Ялом Теория и практика групповой психотерапии. СПб, -2000....Я не держусь за слово экзистенциальный. Это термин, окутанный своей собственной мистикой, термин, что-то означающий для каждого и тем не менее ничего конкретного ни для кого.
#6
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 08:44
Авторы данного сайта допустили ошибку разместив этот текст под фамилиями Марка Кинга и Чарльза Цитренбаума. На самом деле автор текста - И.Ялом (кн. "Экзистенциальная психотерапия"). Кинг и Цитренбаум написали другой труд - "Экзистенциальная гипнотерапия" (немного странное сочетание методов, не правда ли )Вот ишо одна.
Марк Кинг, Чарльз Цитренбаум
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД
Экзистенциальная психотерапия: поле отношений
Экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге... ]]>http://www.igisp.ru/...ent/f1-33.shtml]]>
#7
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 09:24
Теоретически с ЭП я знаком по трудам И.Ялома, В.Франкла, Р.Мэя. Практически не так давно был участником в одной экзистенциальной психотерапевтической группе.
Если говорить в целом, то общая концепция и ориентация ЭП отличны от моего мировоззрения и профессионального интереса. Многие теоретики ЭП подчеркивают определенную оппозиционность своего подхода аналитической психотерапии (критиковать Фрейда является правилом хорошо тона у многих неаналитиков ). Хотя исторически примечателен факт дружбы и многолетней переписки Фрейда с Бинсвангером.
Мне кажется, что в ЭП много морали и этики. Экзистенциалисты ставят личностный рост на службе у суперэго.
Но есть в ЭП и вещи, с которыми я могу согласиться и отдать должное ЭП.
Например, у И.Ялома понимание феномена страха весьма близко тифоаналитическому.
Практический метод В.Франкла работы с навязчивостями – парадоксальная интенция – это очень удачная находка. Её принцип находит хорошее применение в поведенческой психотерапии (что показывает определенную независимость практических методов от экзистенциальной теории. )
На мой взгляд, эффективность экзистенциальной психотерапии заключается в том, что муссируя темы смерти, ответственности, выбора и пр., она последовательно разрушает защитные механизмы человека (и прежде всего такой охранительный механизм как вытеснение). Удерживая некоторое время человека в фокусе "беззащитного состояния", терапевт тем самым стимулирует его активность и направляет ее на те сферы, которые являются для человека проблематичными. Мне любопытно, учитывается ли здесь "степень прочности" пациента, т.к. прочность эта отнюдь не равная для каждого.
#8
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 09:24
Немного?! Да уж, более чем В смысле и ошибка и сочетание .Авторы данного сайта допустили ошибку разместив этот текст под фамилиями Марка Кинга и Чарльза Цитренбаума. На самом деле автор текста - И.Ялом (кн. "Экзистенциальная психотерапия"). Кинг и Цитренбаум написали другой труд - "Экзистенциальная гипнотерапия" (немного странное сочетание методов, не правда ли )
#10
Отправлено 27 Декабрь 2008 - 11:51
Не суть. Прощать значит судить.Простим незадачливых администраторов сайта издательства "Класс". Настоящее прощение - мощный экзистенциальный фактор
Все стремятся овладевать логическим мышлением, овладев им в достаточной мере, многие попадают к докторам на лечение. И, если хватает мужества и интереса к жизни (а это очень близкие и взаимосвязанные понятия - мужество и интерес к жизни), кто-то решается вернуться к магическому мышлению.
Логическое мышление не способно совершать открытия, оно умеет только их объяснять. Открытия совершает всегда мышление магическое.
Именно за открытия и отвечает интуиция.
Феномен обманывания себя является главной составной частью всех невротических расстройств. И интуиция всегда чует эту причину. Но мы не всегда верим своей интуиции. Теперь нужно разобраться почему.
Две правды. Способов обманывания себя в обыденной жизни множество.
Человек амбивалентен, этот термин очень любят психиатры и приписывают амбивалентность почему-то исключительно больным шизофренией.
Амбивалентность (от лат. ambo - "оба" и лат. valentia - "сила") - двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
Термин введен Эйгеном Блейлером. По его мнению, амбивалентность - основной критерий шизофрении. Он выделял три типа амбивалентности:
* эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например, в отношении детей к родителям)
* волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще
* интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека
Фрейд расширил смысл этого понятия. Он рассматривал амбивалентность как сосуществование двух изначально присущих человеку противоположных глубинных побуждений, самыми фундаментальными из которых являются инстинкт жизни Эрос и истинкт смерти Танатос.
Рассудок - это уникальная человеческая способность считать, что у него (Человека) есть выбор, а поэтому есть свобода! И вот это хорошо-плохо разделило все в мире на две части, мир стал двойственным. И если что-то хорошо, то противоположное ему - плохо. Ну во всяком случае хуже.
У животных, которые живут всем телом, нет проблемы свободы и выбора, их тело всегда выбирает единственно верный путь. И у человека осталось тело, и оно, вместе с подсознанием, всегда знает правду и не мучается выбором. Вот из него-то и растет интуиция! Тело опирается в действии только на собственные ощущения, поэтому все его переживания абсолютно субъективны и стопроцентно ответственны: ощущение - действие - расхлебывание результата.
Рассудок же, по сравнению с подсознанием, структурка новенькая и слабенькая, "обсчитать" все многообразие чувств, доступных подсознанию, разум не в состоянии. И для увеличения мощности и создания ориентиров разум, по аналогии с компьютером, объединяется в сеть, создавая вместо законов природы правила игры. Рассудок фиксирует реальность ярлыком, после чего она превращается в объект под названием "объективная реальность". Такие "штампованные" реальности объединяются в очень ригидное образование - менталитет, который и заменяет разуму чувства. Рассудок противопоставляет все всему, а человека миру, и в противоположность интуитивной правде тела рождает свою, рассудочную, логическую, "объективную", "общую" правду.
Мышление не может пользоваться этими двумя очень несовпадающими правдами, шизофения получится, поэтому каждая правда служит аксиомой для своего мышления.
"Объективная", менталитетская правда - основа логического мышления; субъективная интуитивная правда чувств - сердце магического мышления.
*Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных
*Интуиция – от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать». Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.