Мужчина, 72 года. Еще преподаю в университете. C 17 лет дистимия (ранее диагностировали – неврастения без тревоги, астено-депрессивный синдром с назначением бесполезных препаратов, психиатры тогда говорили, что таким и будешь – колите витамины 2 раза в год). С 90 года на новых антидепрессантах, которые тогда впервые появились в России (Ладисан, Анафранил, Миансан и т. д.). С исчезновением эффекта, в основном из-за смены врачей, например уезжали в другой город и даже в другую страну, а также за отсутствия того или иного антидепрессанта.
Вопрос касается одной ситуации, до которой предшествовал длительный прием Эсциталопрама 10 мг. По истечению нескольких лет приема действие Эсциталопрама заметно снизилось, но состояние держалось на уровне все-таки лучшем, чем без антидепрессанта. Выражалось это в вяловатом, полуапатичном состоянии (без тревоги) с низким уровнем энергии (возможно СИОЗС-индуцированный синдром апатии).
Врачом в дополнении к эсциталопраму 10 мг назначил Флупентиксол (Флюанксол – Lundbeck) 1,25 мг. Дополнительны антидепрессивный эффект развился почти сразу и выражался в хорошем самочувствии и способности писать тексты, требующие сложного анализа, что не получалось до приема Флюанксола. Какой-то гипомании не заметил. Сон улучшился и был приблизительно 8 часов, причём вставал легко, и со свежей головой, готовый работать. Так продолжалось месяца полтора-два. Затем состояние стало быстро ухудшаться. Резко упал аппетит. Возникло трудно преодолимое желание всё время лежать. Замолчал, чего ни разу не замечал. Сильно ухудшился сон. Дальше хуже. Перестал спать – просто лежал с навязчивой мысль: «Что же это такое». Мог не есть, и даже трудно было себя заставить это делать. Вес стал падать. Превратился, как часто описывают подобную ситуацию, в «овощ».
Врач назначил в дополнение какой-то нейролептик с седативным действием производства Lundbeck (он сотрудничал с этой фирмой). Этот нейролептик врач выдавал сам, но не каждый раз (лечение прерывалось). Состояние оставалось мучительным. Когда я сказал врачу: «Сделайте что-нибудь». Врач ответил, что он не Бог и куда-то исчез. Обращение к другим врачам психиатрам эффекта не дало.
После нескольких месяцев мучений мне пришла в голову мысль о том, что мозг ведет себя как маятник и должен наступить такой момент, после отмены Флюанксола, когда состояние будет медленно улучшаться. Надо просто ждать. И действительно, через месяц-два началось медленное улучшение состояния. Этот процесс был длительным и растянулся приблизительно на 4 месяца. Затем состояние стало похожим на ремиссию после удачного применения подошедшего антидепрессанта. Затем состояние начало все же ухудьшаться, придя к исходному, имевшему место в начале приема Флюанксола. Всё это время я продолжал принимать 10 мг Эсциталопрама. Просьба прокомментировать, что же все-таки произошло со мной.