Церебральная фолатная недостаточность — синдром, при котором в НС снижено содержание 5-метилтетрагидрофолата, несмотря на нормальное содержание 5-MTHF в сыворотке крови.
Предпологаемые причины - аутоиммунные/генетические/метаболические нарушения. Может быть врожденной и приобретенной. Врожденная характеризуется эпилепсией и аутизмом. У взрослых возникают неврологические симптомы, возможны депрессия и шизофрения.
Теоретически, причин может быть много, от проблем с всасыванием в кишечнике, до переноса через ГЭБ, что грозит разорением на анализах. Поэтому проще пойти от обратного и начать с лечения, тем более что всё или почти всё может быть скоректированно приемом метилфолата (5-MTHF) или фолиниевой к-ты.
"В большинстве исследований терапии ЦНФ была использована фолиниевая кислота (во многих случаях с хорошим результатом) – на том основании, что способность тканей мозга восстанавливать фолиевую кислоту ограничена. Фолиевая кислота остается физиологически неактивной до своего преобразования в метаболически активные формы в ходе нескольких метаболических реакций, в том числе восстановления ферментом DHFR (Forssen et al, 2000; Scaglione et al, 2014). Генетически обусловленные либо приобретенные отклонения в уровнях доступности фолатов могут приводить к снижению синтеза активных витамеров, вследствие чего предпочтение отдается активным формам фолата.
Фолиниевая кислота преобразуется в ТГФ без помощи фермента DHFR (Rajagopalan et al, 2002). 5-MTHF, составляющий >90% от общего фолата плазмы (Scaglione et al, 2014), имеет важные преимущества перед другими формами фолата, поскольку он хорошо всасывается в кишечнике и на его биодоступности не сказывается недостаточность DHFR либо MTHFR. Использование 5-MTHF также позволяет избежать возможного негативного воздействия неконвертированной фолиевой кислоты на мозг. Назначение 5-MTHF считается наиболее эффективным способом восстановления концентрации 5-MHTF в спинномозговой жидкости (Knowles et al, 2016). "
При использование простой фолиевой кислоты, нужно помнить что как недостаток, так и её избыток увеличевает частоту онкологических заболеваний.
Метаболизм фолатов
Термином «фолат» описывают метаболически активные формы фолиевой кислоты. Фолат представляет собой незаменимый витамин группы B, необходимый для осуществления базовых процессов метаболизма, в том числе синтеза, репарации и метилирования ДНК, а также воздействующий на синтез и метаболизм моноаминовых нейромедиаторов.
Описано четыре фолатных рецептора: FRα, FRβ, FRγ и FRδ (около 60% фолата связывается с FRa). Будучи внеклеточными рецепторами, они служат транспортерами, перенося фолат в различные ткани.
Другими транспортерами фолата являются переносчик восстановленных фолатов (RFC), для работы которого требуется наличие высоких (микромолярных) локальных концентраций биологически активных восстановленных форм фолата, и протон-сопряженный транспортер фолатов (PCFT), который способен переносить фолаты и фолиевую кислоту только в кислой среде и служит основным транспортером, обеспечивающим абсорбцию фолата в кишечнике
FRα считается основным транспортером, переносящим фолат в мозг. Альтернативные транспортеры, такие как RFC и PCFT, могут играть роль в переносе лишь при нарушении экспрессии FRa и сбое FRa-опосредованного переноса, при условии наличия достаточного количества фолата вблизи рецептора.
Аутоантитела к фолатному рецептору: их роль в нарушении переноса фолатов.
При некоторых состояниях наблюдается сбой процессов использования фолатов, причем этот сбой не связан с недостатком фолатов в диете, а, скорее всего, вызывается нарушением фолатного транспорта вследствие генетических либо метаболических отклонений. Одна из недавно выявленных причин нарушения фолатного транспорта – аутоиммунное расстройство, при котором выявляются аутоантитела к рецептору FRa. Большинство аутоантител принадлежат к классу IgG. Было обнаружено два отдельных типа антител. Антитела одного типа связываются с активным сайтом рецептора FRa, с тем же, с которым связывается фолат, и, как следствие, блокируют связывание фолата с рецептором (блокирующие антитела). Антитела другого типа связываются с антигенным сайтом, не участвующим в связывании фолата рецептором (связывающие антитела), однако они могут вызывать иммунную реакцию и воспаление и приводить к потере функции рецептора. В большинстве случаев выявляются антитела либо одного, либо обоих типов. Таким образом, блокирование переноса фолатов и активация воспаления являются неотъемлемой частью патологического процесса.
Влияние коровьего молока на активность антител к FRa.
В связи с тем, что коровье молоко содержит растворимую форму белка FRa, на 91% гомологичную человеческому FRa, мы осуществили анализ связывания человеческих аутоантител к FRa с различными антигенами FRa, выделенными из тканей плаценты человека; из человеческого молока; из молока коров, коз и верблюдов. Аутоантитело проявило наиболее сильную перекрестную реактивность с растворимым белком FRa, полученным из молока коров и верблюдов (рисунок 2). Задавшись целью определить, вносит ли вклад FRa, содержащийся в молоке, в развитие аутоиммунной патологии, мы изучили воздействие диеты с исключением молока на детей, у которых были обнаружены антитела к FRa. Пациентов с синдромом ЦФН, ассоциированным с наличием антител к FRa и выявленным в младенчестве, распределяли в группы, одна из которых получала диету с исключением коровьего молока, а другая – обычную диету, включавшую молоко. У детей, получавших нормальную диету, на протяжении 6-12 месяцев исследования наблюдалось повышение титров антител к FRa по сравнению с исходным уровнем. У детей, из чьей диеты было исключено молоко, через 3-6 месяцев было отмечено значительное снижение титров антител к FRa, причем после разрешения употреблять молоко уровни антител вновь повысились. В этих исследованиях подтвердилось снижение уровней антител к FRa при переходе на диету с жестким исключением молока животных
Дефицит витамина D – часто встречающееся состояние, при котором снижается экспрессия гена RFC1, обеспечивающего альтернативный путь переноса восстановленных фолатов через гематоэнцефалический барьер в условиях повышенной концентрации фолата в плазме крови. Следовательно, коррекция дефицита витамина D является крайне важной задачей наряду с терапией синдромов ЦФН фолиниевой кислотой
Шизофрения
У пациентов с резистентными синдромами психотического или шизофренического типа часто обнаруживаются аутоантитела к FRa с колеблющимся титром, при этом во время фаз повышенного титра у пациентов развивается церебральная фолатная недостаточность с снижением синтеза серотонина, дофамина и оксида азота, а при снижении титров антител к FRa отмечается усиление активности биогенных моноаминов.
Подозревается наличие связи этих процессов с клиническим течением заболевания – такой связью можно объяснить наличие периодов, в течение которых отмечаются негативные либо позитивные симптомы.
Отакот)
Церебральная фолатная недостаточность у взрослых пациентов:
"У пациентов с тЦФН отмечались в основном пирамидные симптомы (n = 18, 75%), гиперкинезы (n = 14, 56%), мозжечковый синдром (n = 12, 50%), умственная отсталость (УО; n = 11, 46%), снижение когнитивных функций (n = 9, 38%), периферическая нейропатия (n = 6, 25%), нарушение слуха (n = 6, 25%) и эпилепсия (n = 6, 24%) (Таблица 2). Единственными симптомами, с большей частотой обнаруживаемыми у пациентов с тЦФН по сравнению с пациентами без ЦФН, были пирамидные симптомы и нарушение слуха (18/24 (75%) vs 63/146 (43%) p = .004, и 6/24 (25%) vs 10/146 (7%) p = .013 соответственно). У трех пациентов с тЦФН и нарушениями слуха были выявлены митохондриальные заболевания, у остальных трех пациентов диагнозы отсутствовали. Даже среди пациентов с митохондриальными заболеваниями нарушения слуха чаще встречались при наличии тЦФН (3/4, 75%), нежели при отсутствии ЦФН (1/9, 11%; p = .005).
У одиннадцати пациентов с тЦФН определенный диагноз отсутствовал (таблица 2, столбец 4). У восьмерых из них симптоматика дебютировала в детском возрасте (71%), причем несколько неврологических симптомов совпало с симптомами, отмеченными у трех пациентов со взрослым дебютом симптоматики. В то же время лишь у пациентов с тЦФН отмечалась умственная отсталость (n = 6), эпилепсия (n = 3) и нарушения слуха (n = 3). Клинический фенотип пациентов с тЦФН и отсутствующим диагнозом отличался сложностью симптоматики. Так, среднее количество симптомов (исходя из списка из 13 симптомов, приведенного в таблице 2) среди таких пациентов составило 4.7 ( ± 1.6, 2–7) против 3.4 ( ± 1.7, 1–8) среди пациентов без ЦФН с отсутствием диагноза (p = .01)."
http://dushevnoezdor...ozhnost-terapii
Диагностика
Анализ крови на аутоантитела к FRa;
МРС (При исследовании с помощью магниторезонансной спектроскопии (МРС) у пациентов с тЦФН было выявлено более низкое отношение холин/креатин (Cho/Cr), чем у пациентов без ЦФН – этому различию была свойственна хорошая чувствительность (71%) и прекрасная специфичность (92%).);
-----
У меня нет пока обьективных оснований считать что причина моей болезни была в ЦФН, но субьективно, прием фолиевой кислоты и метилфолата вызвал самое длительное ощущение ремиссии за 15 лет. По возможности сделаю имуноферментный анализ, если его гдето вообще делают. А раз это пока довольно редкое заболевание, опишу свои, наиболее заметные на протяжении всего периода и зафиксированные р-ва.
Началу болезни предшествовало хроническое (2-3 года) инфекционное заболевание, что видимо и спровоцировало аутоиммунную реакцию.
Пониженное давление (что не обычно, наиболее отчетливо, диастолического)
Полинейропатия
Сильно сниженный ИФР-1 (вырабатывается печенью, цифр не помню, но больше чем в 5 раз или около того)
Психические расстройства аутистического и интелектуального характера.
Боли в суставах (механика, без воспаления)
Приступов эпилепсии, не было
Проблеммы со слухом: какието продолжительные периоды с заметным заметным ухудшением слуха, точно были.