(Пресс-релиз, сайт Radboud University)
Люди с повышенной тревожностью задействуют альтернативные области коры мозга для самоконтроля эмоций: нидерландское исследование
Исследователи из Университета Нейменгена (Нидерланды) провели интересную работу, в ходе которой активность мозга студентов-добровольцев с повышенной тревожностью была сопоставлена с активностью мозга добровольцев без тревожности. Ученых интересовало то, как в мозге испытуемых происходит подавление автоматических эмоциональных реакций.
Участникам предъявляли изображения лиц счастливых и рассерженных людей, и просили наклонить ручку джойстика в направлении «к себе», если лицо на экране выражало счастье, и в направлении «от себя», если лицо было рассерженным. Через некоторое время задание менялось на противоположное: требовалось «приближать к себе» рассерженные лица и «отталкивать» счастливые, что противоречит естественной эмоциональной реакции.
Предполагается, что важную роль в подавлении автоматической реакции играет латеральная часть фронтополярной коры (FPl), которая образует связи с миндалевидным телом (амигдалой) и сенсомоторной корой. Область FPl координирует работу распределенной сети участков, и такая координация, вероятно, позволяет мозгу учитывать правила поведения более высокого уровня. Авторы пишут, что при исследовании в состоянии покоя они обнаружили у лиц с тревожностью повышенную готовность области FPl к активации (чрезмерную «возбудимость»), а также более сильные связи, передающие сигналы от амигдалы к области FPl, по сравнению с таковыми у членов контрольной группы.
Несмотря на это, у лиц с тревожностью область FPl не активировалась должным образом во время выполнения тестовой задачи, хотя саму задачу они выполняли столь же быстро, как и условно здоровые участники. Вместо области FPl их мозг задействовал участки в дорсолатеральных и медиальных областях лобной коры, более того, чем выше была возбудимость области FPl в состоянии покоя и чем более сильные связи шли от амигдалы в направлении FPl, тем более был выражен сдвиг от использования FPl в пользу использования иных областей коры.
Быть может, именно повышенная возбудимость области FPl у людей с повышенной тревожностью мешает им её задействовать, предполагают авторы исследования. Этот механизм мог бы объяснить, почему такие люди избегают сложных социальных ситуаций, испытывают трудности в выборе альтернативных стратегий поведения в момент стресса.
Отчет об исследовании был опубликован 12 августа в открытом доступе в журнале Nature Communications.