Пока кроме недоказанного Афобозола ни чего в голову не приходит.
Доказано, что тревога может способствовать развитию депрессии и деменции.
А длительная депрессия ассоциируется с болезнью Альцгеймера. При появлении каждых новых проявлений депрессии риск болезни Альцгеймера увеличивается на 20%!
Нескоррегированные эмоции являются почвой для хронизации множественных заболеваний, углубления депрессии и развития когнитивных нарушений (нарушение мыслительных способностей).
А вы знаете ,что происходит в нашей коре головного мозга на фоне тревоги ?
Возникает гипоксия (кислородная недостаточность) , нарушается активность нейронов(основные клетки нервной ткани) ,повреждаются их мембраны.
Знаете ли вы , что все процессы в нервной системе подчинены схеме – нервная клетка и посредник (нейротрансмиттер), несущий определенную информацию к нервной клетке. Главный монополист «отрасли» торможения в нервной системе (тормозящий нейротрансмиттер) — это Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Он находится в состоянии вечной борьбы за влияние со своей «старшей сестрой» Глутаматом (возбуждающим нейротрансмиттером).
ГАМК убеждает нейроны (и нас, их «хозяев») не реагировать на провокации агрессивных соседей и соблюдать спокойствие, чтобы не пасть жертвами в борьбе с Глутаматом (например,избежать инсульта).
ГАМК позволяет мышцам и кровеносным сосудам расслабиться, а телу-нормально спать. Без его присутствия тело было бы под угрозой смерти от судорог!
Так вот, в условиях тревоги и гипоксии нарушается синтез ГАМК, что приводит к нарушениям процессов защитного торможения нервных клеток и роста тревоги . Известно, что ГАМК угнетает активность до 40% нервных клеток, блокирует лишние информационные потоки, тормозит возбуждающий импульс.
На фоне затянувшейся тревоги избыточно вырабатывается Глутамат, который повреждает чувствительные клетки – ГАМК рецепторы, что создает нечувствительность к ГАМК. Гиперактивация глутаматом приводит к повреждению и гибели нейронов, отсюда и жалобы на снижением памяти на фоне стрессов.
Что делать , как увеличить ГАМК?Известны несколько механизмов увеличения ГАМК: ввести экзогенную (извне, т.е. в виде пищевой добавки), накопить в виде избыточного синтеза, угнетать Глутамат, который разрушает ГАМК, структурно восстановить ГАМК рецепторы и повысить чувствительность к собственной ГАМК.
Известно, что введение ГАМК в виде пищевой добавки считается недостаточно эффективной для преодоления тревоги, поскольку только 1% внешней ГАМК может использоваться для синтеза нейромедиатора.
К сожалению, увеличение количества ГАМК не решает проблемы, если повреждены рецепторы, дополнительно -перенасыщение ГАМК в межклеточном пространстве приводит к привыканию к экзогенной форме и уменьшению производства собственной ГАМК, что продиктует увеличение дозы и повысит риск побочных эффектов.
Использование препаратов тормозного действия (транквилизаторов, алкоголя) не способствует синтезу ГАМК, а наоборот известно (исследование PAQUID), что длительная терапия бензодиазепинами и барбитуратами ( транквилизаторы типа гидазепам, диазепам, фенобарбитал, входящий в корвалол, и др.) ассоциируется с ростом деменции на 50%, а через 6 мес использования этих препаратов способствует нарастанию втрое (!) когнитивного дефицита и деменции.
Американское гериатрическое общество (лечение возрастных людей) опубликовало список препаратов, которые нельзя принимать пожилым пациентам ( туда входят бензодиазепины и барбитураты!). А наши мамы и бабушки не капают себе корвалол, не жуют гидазепам? Разве?
Об этом же говорит Национальный институт здоровья Великобритании (NICE).
Психиатры и неврологи считают плохим тоном лечить тревогу и бессонницу у пациентов длительными курсами бензодиазепинов, или рекомендовать алкоголь для понижения Глутамата. К этим препаратам довольно быстро вырабатывается зависимость, и отмена приводит к стойким нарушениям сна и возобновлению тревоги. Теперь вы понимаете, как сложно устроен мозг, как важно сохранить равновесие в клетках мозга, как важно получить своевременные и разумные рекомендации, чтоб не допустить стрессового истощения ГАМК и не приблизить деменцию!