__Здравствуйте. Вы не могли бы дать ссылку на известную статью (или статьи) с опровержением этой гипотезы.
Вот эта прогремевшая известная статья позапрошлого года, правда, я считаю, что главные авторы, особенно Джоанна Монкриф - довольно завзятые антипсихиатры "плохого" типа, выбирающие нужные именно им статьи/исследования как инструмент в борьбе.
Но я считаю, что эта статья полезна в том плане, что еще раз встряхнула исследователей, и они начали писать статьи в ответ, демонстрирующие то, что все-таки серотониновая система связана с настроением, мышлением и так далее, что нужно объяснять пациентам, что расстройства очень сложны и какой-либо простой закономерностью не описываются.
Также она может быть полезна для стимуляции исследований о том, как общение, психологические, экологические воздействия могут помочь пациентам. Помощь в интеграции в общество. Преобразование городской среды - уменьшение личного транспорта, увеличение пешеходных и зелёных зон. Чтобы сторонники психиатрии, грубо говоря, решили: "ах вы утверждаете, что мы только делаем упор на гены и нейромедиаторы? Нет: вот мы попробуем психологический подход".
The serotonin theory of depression: a systematic umbrella review of the evidence (Moncrieff et al., 2022).
Новый большой обзор не обнаружил связи между депрессией и дефицитом серотонина
Насколько помню, статья опровергает представление о том, что "депрессия это недостаток серотонина". Сейчас нет времени/сил читать.
Я думаю, что "депрессия" будет разделена на множество подтипов - не исключено, что некоторые подтипы как раз будут связаны с "нехваткой нейромедиаторов" - например, прочитайте вот этот мой перевод случая, при котором у молодого человека из-за недостатка BH4 в центральной нервной системе вырабатывалось (с очень большой уверенностью) недостаточно медиаторов.
Но неясно, у какого процента пациентов окажется подтип "депрессии", связанной с недостатком медиаторов. Может быть, и этот описанный случай - ошибочен, и парень поправился сам собой. В медицине принято полагаться на результаты исследований разных лабораторий, разных ученых. Единичные случаи воспринимаются с недоверием. Идет накопление знаний.