Я ездила на санаторное отделение ПБ много лет, в первые годы моего пребывания персонал и пациенты еще помнили время, когда не было нейролептиков, когда была другая психиатрия. Кто-то помнил еще довоенное время и войну, уничтожение фашистами практически всех пациентов больницы. Вроде бы даже инсулин еще не был в те времена широко распространен. Я не очень много о том времени слышала, но тем не менее... Люди попадали в остром психозе, в том числе. Их просто держали так, чтобы они не могли нанести себе и другим вреда. И у некоторых приступ проходил сам. И люди выписывались до следующего обострения. Тогда и инвалидность не так легко давали, как в последующие годы, кто-то работать обратно шел после обострения. (Извините меня, человек на нейролептиках, как правило, реально работать уже не может, собственный в том числе опыт.) Кто-то оставался хроником, но не в остром состоянии. Такие люди жили на отделениях годами со свободным выходом, даже работали при больнице за зарплату. Там целые отделения до войны были открытые, я не поняла, полностью или частично.
Смутно слышала, что был такой способ лечения маниакального состояния - каждый день человека на сколько-то минут клали в ледяную ванну. И до следующего дня он был абсолютно спокоен и адекватен. Вряд ли это более мучительно, чем полтора месяца на привязке с накачиванием галоперидолом. Я не имею ни малейшего представления о статистике, но люди, самостоятельно выходившие из приступов психоза, реально были. Наверняка было и обратное - те, кто без лекарств жил бы в аду, сейчас более-менее спокойно существуют. Впрочем, и на лекарствах многие живут в аду, лекарства меняют течение заболевания, но часто - не более того.
Не вполне в тему, но очень пугает то, что врачи в принципе не разбираются в состоянии пациентов, и в наше время принято всеми способами добиваться того, чтобы человек постоянно принимал НЛ, в стандартных дозировках, просто согласно диагнозу. Те, кто жил и мог бы жить на небольших дозировках, случается, после изменения лекарств и дозировок "согласно стандартам" вообще бросают пить лекарства, я таких людей встречала. Одна женщина, лет двадцать жившая без серьезных обострений на сонапаксе, после того как ее перевели на санаторном отделении на другой нейролептик, намного более сильный, попив его несколько дней и став мучающимся овощем, стала удобрять таблетками цветочки на отделении, уж простите, и в течение нескольких недель пошла вразнос - из разноса несколько лет не выходит, ее в больнице под завязку накачивают, она выписывается, бросает совсем лекарства и довольно скоро - снова в психозе, изводит близких и остальных, пока не госпитализируют. Зато назначения строго по стандартам...
И единственным выгодополучателем от таких ситуаций являются фармацевтические фирмы, продвигающие идею, что при ЛЮБЫХ симптомах необходим постоянный, ДЛИТЕЛЬНЫЙ, а лучше ПОСТОЯННЫЙ прием НОВЫХ, дорогих и дающих меньшие побочки препаратов в ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАНДАРТАМИ, а не просто достаточных в реальности дозировках. Прошу меня понять. Я не являюсь противником психотропных препаратов как таковых. Я против отсутствия индивидуального подхода и тенденции закармливать пациентов препаратами в тех случаях, когда они не помогают, когда существенная часть проблем пациента обусловлена характером, либо когда человек в состоянии обойтись без лекарств совсем или принимать минимальные дозы, находя баланс между проявлениями заболевания и проблемами, вызываемыми лечением.