Здравствуйте!
Женщине 89 лет, инвалид по зрению (глаукома) и слуху, почти пять лет как вдова.
Ситуация как есть. После смерти мужа спустя какое-то время у нее начались симптомы старческого психоза («елки на стене», «самовары кругом»), затем все начало становиться хуже и хуже («вот черт к тебе в кружку хвост засунул», «тебе все лицо елки закрыли», «вот лошадь у меня никак из комнаты не выходит»). Разумеется, ее сводили к психиатру, но те, кроме жалоб на бессонницу ничего слушать не стали и назначили ей антипсихотик со снотворным действием (пропазин, если не изменяет память), в дозе ½ таблетки на ночь. Лекарство действует через раз, в дозах от таблетки и более вызывает беспокойство и усиление симптомов.
Говоря о лекарствах вообще, в связи с возрастом (или, возможно, еще какими-либо обстоятельствами, анализы на этот предмет не сдавались), они действуют на нее гораздо сильнее и дольше, причем в дозах, намного меньше обычной (от ¼ и менее).
Предпринималось лечение и другими антипсихотиками, последним был кветиапин. В дозах от 25 мг до 200 мг она теряет остатки сознания, появляется сильное беспокойство, акрофобия (боязнь высоты): боится упасть не то, что с дивана, а с отдельно постеленного на пол ортопедического матраса, постоянно просит «опустить» ее, говорит, что упадет. Продолжается это несколько часов и требует пристального наблюдения во избежание самоповреждений. Попыток продолжить «лечение» несмотря на такое состояние не было.
Мой психиатр разводит руками: «парадоксальная реакция». Послезавтра я снова поеду в психоневрологический диспансер, ибо боюсь потерять дорогого мне человека.
У нее, по мере развития болезни дело дошло и до «мертвых душ», сначала «невидимых», затем и видимых, и говорящих. Последние два месяца оказались для нее сущим кошмаром: к ней «подселились» две женщины, которые постоянно выводят ее из себя, грубят, пугают «известиями» о смерти близких ей людей. Начало доходить до слезных истерик по вечерам и без боли в сердце на это смотреть нельзя.
К слову, сегодня она встала довольно рано для нее (около девяти утра, сейчас уже полдень), позавтракала с аппетитом, выпила две кружки чая. К сожалению, такой аппетит она обусловливает тем, что «за нее едят другие». В остальном сейчас она спокойна, хотя и продолжает разговаривать сама с собой.
Подскажите, пожалуйста, существует ли выход из такого положения, при котором лекарства действуют прямо противоположно своему назначению? Существуют ли препараты, которые не вызывают такого состояния?
Во время визита к психиатру, какие стоит вопросы затронуть в первую очередь? Что нужно уточнить? Как можно будет понять, заинтересован ли он в лечении или просто исходит из своего предмета, даже не пытаясь вдуматься в ситуацию?
Готов дать развернутые ответы на любые вопросы, исходя из того, что знаю.
Спасибо огромное.