Эскапизм и шизофрения.
Начиная с Блейлера и Юнга, которые строили явно «романтические» теории шизофрении, научный мир прошел через гипотезы массовой гибели нейронов, утверждения о полезности лоботомии и инсулинового шока для шизофреников.
В двадцать первом веке мы, люди, просто обязаны найти адекватную середину и разобраться, что такое шизофрения, есть ли такое заболевание вообще и как это предупреждать и лечить.
История А. Лаувенг стала одним из самых грамотных описаний этого расстройства. Благодаря феноменальной силе воли юная норвежка смогла не только мужественно перенести свою болезнь, но и впоследствии анализировать шизофрению как психолог, которым Лаувенг стала и ещё будучи сильно больной хотела стать.
Рассматривая хроники Лаувенг, мы можем смело выделить несколько фаз её формы шизофрении:
1) Дереализация-деперсонализация, голоса, не имеющие смысла (с сохранной критикой).
2) Появление псевдогаллюцинаторного «Капитана», отдающего приказы наподобие ОКР.
3) Галлюцинаций, реалистичных, в виде злобных животных при усилении «Капитана», неправильное восприятие окружающего пространства.
4) Автоматизмы при сохранности галлюцинаций и «капитана», появление ряда других императивных
голосов.
5) Уменьшение количества зрительных галлюцинаций.
6) Уменьшение активности «капитана» и голосов, уменьшение количества автоматизмов, резкое
снижение количества зрительных галлюцинаций-зверей при нескольких обострениях, откидывающих на
состояние предыдущей стадии.
7) Снижение интенсивности «Капитана» и голосов ниже начального уровня, почти полное исчезновение
зрительных галлюцинаций, отсутствие автоматизмов.
8) Переход в состояние, не соответствующее шизофрении. В обывательском смысле слова выздоровление.
Вроде-бы шизофрения наступает сама собой, до этого мы не видим травм и эскапизма. Лаувенг дополнительно травмирована издевательствами полицейских на стадии пика (четвёртой), она начинает задумываться над целью стать психологом приблизительно на шестой.
Эта таблица поможет нам оценивать те или иные симптомы жертв развития психоза по «дофаминовому типу».
Мною будут детально описаны два случая.
1) Человек-росомаха (назовём его так в лучших традициях Фрейда).
Я прозанимался в секции кикбоксинга всего несколько недель, потому-что хотел заниматься боксом.
Но в газете было написано «Жесткий атакующий стиль», и это меня привлекло. Тренер, мужчина лет сорока-сорока пяти выглядел внушительно, атлетично и имел много следов от «сечек» на лице.
Занятия проходили замечательно: мои нелюбимые хай-кики не использовались, было много бокса. А ещё было много новичков-одногруппников (новичком был и я). Некоторые выглядели столь жалко, что я даже чувствовал своё явное превосходство над ними. Один парень, небольшого роста, с заячьей губой так и объяснил, что не может учиться в школе, ему требуется защита от многочисленных хулиганов.
Я был неравнодушен к подобным темам и остался вместе с парнем (будем называть его Д.) после занятий. И тут замечательный с виду тренер быстро перевоплотился в парапсихолога! Выслушав проблемы Д. «сенсей» завязал приблизительно такой диалог.
Тр. - ты не можешь выдержать весь этот кошмар, так ведь? Но жизнь, это чередование лета и зимы, дня и ночи... Что ты делаешь летом?
Д. -уезжаю на дачу.
Тр. - и что там?
Д. - там мои приятели - парни и девчонки. Там мне хорошо.
Тр. - так вот, теперь школа - это твой кошмарный сон, а на даче ты просыпаешься!
Эту технику тренер важно называл «инфиерно». Он дал Д. задание, входя в «дом знаний» сразу же представить что-то жуткое. «Свизуализируй, что по раздевалке прогуливается чудовище, вдали слышны крики боли, подрисуй мысленно встречному хулигану рога...».
Набор Д. для визуализации оказался несколько другим, но суть от этого не менялась. Ещё одна установка, данная тренером звучала так (приблизительно): «Здесь ты заранее проиграл, это же твой кошмар. На когда проснешься, ты обязан всегда побеждать, потому-что твоя проблема в том, что ты не умеешь различать день и ночь существования. Когда дерешься в школе, даешь отпор - представляй, как из твоих рук вылезают острые шипы, а на противника используй отрицательное представление - пусть губы его и реснички будут подкрашены, пусть гребень петуха, сопля из носа и т.д. и т.п.».
Я вскоре ушел из секции. Как-то я спросил Д.: «Ну и как там, в «инфиерно»»? На что мой новый приятель с загадочной улыбкой ответил, что неплохо.
Я снова встретил Д. спустя много лет в лесу. Он гулял с пожилой дамой, наверное, бабушкой, и не сразу меня узнал. Оказалось, что после методики «инфиерно» парень долго лечился нейролептиками, а теперь повторяет курс антидепрессантов. Мы списались в интернете и Д. подробно мне всё рассказал.
Д. сначала чувствовал некоторый прилив сил, начал смаковать по ночам, как приедет на дачу и будет там лидером, найдёт девчонку среди тех самых приятельниц. Школа стала для него огромной тренировочной базой, и вскоре у Д. даже стали появляться готовность умереть на территории дачи, если нужно будет защищать честь девчонок! Заходя в свой мысленный кошмар он играл в лучшую в мире видеоигру. Однако один раз на уроке Д. почувствовал свои «шипы». Он хотел усилием воли их убрать и не смог. Далее - паника, многократные тщетные попытки, ещё больше паники. Прошло больше суток, как они прошли.
Но тренер сказал, что нужно продолжать: «Ты малость вошел в роль, приятель! У станиславцев и не такое бывало».
Как-то Д. застудил руки идя в холодный день без перчаток. Проснувшись он снова ощутил навязчивые лезвия, и теперь уже дело зашло слишком далеко. Д. не мог избавиться от них в школе, а между тем лезвия навязчиво представлялись на руках одноклассников, учителей, героев кино и персонажей из представлений. Д. стали мучать навязчивые мысли, что вот-вот он скажет что-нибудь вроде - «Ну, у всех же людей есть лезвия на руках» и отправиться в желтый дом. Зайдя к тренеру, он услышал ничего не дающую усмешку
- «Поплыл» что-ли? Слабак значит...
Д. лечился амбулаторно. Под вопросом был поставлен диагноз ОКР (навязчивая визуализация). Не смотря на таблетки, несколько раз яркость лезвий настолько усиливалась, что стала приближаться
к галлюцинациям.
Но всё прошло за каких-то три дня, когда у парня начался пугающий побочный эффект - судорога взора. Отвлекаясь, Д. искоренил навязчивость.
Интересно, что помимо обсессивной визуализации жертва самопальной техники имел ещё и другие расстройства восприятия, но намного реже
- Голосовые иллюзии на фоне «белого шума» - звука льющийся воды или кондиционера. Они ничего не означали. Простой набор слов и неполных фраз.
- Чрезмерные зрительные иллюзии. На обледенелых окнах часто появлялись выразительные морды чудищ, что в принципе могло напомнить о кошмаре, с которым парня познакомил тренер.
Прежде чем будет представлена вторая история, хотелось бы выслушать мнение Sharlotte и других авторитетных форумчан.
По сути - Д. - жертва визуализации. Чего в тех практиках больше - дофамина или адреналина, я не знаю, но Д. процесс (!!удовольствие от процесса) сначала очень нравился.
Интересно и то, что зацикленность пошла по ограниченному типу (исключительно шипы), хотя что только не визуализировалось.
Ещё, как только что познакомившийся с допаминовой теорией, мне хотелось бы узнать основу идеи - почему изначально человек не путает реальность с мыслями, фантазиями и грёзами, даже при высокой визуализации. Нет, в общих чертах я догадываюсь, что благодаря логике (об этом есть третья история), но хотелось бы подробно, на нейро-психологическом уровне. Так, при делирии (белая горячка) сознание сужается и спутать можно легко.
Murphy.