Начать терапию можно и с клизъм, мал по малу до феномена "перенос" доберешъся.
Для желающих можно и через клизъмы.
Только я имел в виду другое. У Кьеркегора есть такая трактовка страха:
Страх — это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия… Это полностью подтверждается в речи, обычно говорят: сладкий страх, сладкое устрашение; говорят: удивительный страх, робкий страх и так далее.
]]>С.Кьеркегор Понятие страха]]>
+
Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, — да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.
С.Кьеркегор Дневник
Вот. А теперь можно сравнить это с психоаналитическим и тифоаналитическим пониманием страха.
Индивид опасается того, чего он бессознательно желает.
О.Фенихель Психоаналитическая теория неврозов
+
Любой страх всегда прикрывает собой желание, чтобы произошло именно то, чего ты боишься. То есть любой страх всегда прикрывает собой влечение к тому, что он собой прикрывает.
]]>Ю.Р.Вагин Тифоанализ ]]>
Что касается именно психоанализа, то нужно признать, что в нем есть несколько различных подходов к проблеме страха (но в том числе и тот который здесь упомянут).
Любопытно, что многие наши гештальт-терапевты признают почти как очевидным факт, что «за страхом лежит желание». Только источник этого тезиса назвать не могут т.к. ни у Ф.Перлза, ни у других теоретиков гештальт-терапии такого утверждения нет. Зато есть примечательная гештальт-техника «Три фразы», которую знают почти все наши гештальтисты и которая описана в книге К.Рудестама. Суть техники заключается в том, что человеку наряду с прочим предлагается произнести три фразы начинающиеся словами «Я боюсь…», а затем повторить то же самое, но заменив начало фразы на «Я хочу…».
Кстати, с кьеркегоровско-аналитических позиций понимания страха становится понятным почему работает парадоксальная интенция В.Франкла применительно к фобиям.