Да, именно, «страшно, наверное» т.к. страх этот проективный и он явно не моего друга.
Нет, "это проекция, выражающаяся восприятием проективного страха и она явно не моя"..
Two can play this game. Вот за это я тепло люблю психоанализы. Игра в навешивание проекций особенно запомнилась по книжкам Перлза. Вроде бы главный мэтр обычно имеет право последнего навешивания ярлыка "это вы проецируете" (но сами книги очень интересны). На форуме это обычно плохо удаётся, но работает в атмосфере общения психолог-пациент, когда пациент фактом прихода и своим затрудненным положением ставит психолога выше себя. Ну нельзя заглянуть другому в душу и решить - является ли проекцией некое суждение или нет, тем более мозг человека - не примитивная кинокамера, и нельзя вычленить одну "проекцию" из миллиардов процессов в мозге, и со стороны это видно настолько ясно, что даже стыдно за психологов..
На самом деле друг относится к жизни и к себе с хорошим чувством юмора. То что с разных позиций он может смотреть на эти проблемы – здесь Вы правы…
Да, несомненно. Но если совершенно гипотетически представить человека, который действительно так думает.. или человека, который слишком часто так говорил, и оброс друзьями, говорящими так же, и постепенно его способность смотреть на жизнь с других точек зрения стала угасать.. ведь привычка - вторая натура..
Видите ли, Сopperkettle, ни психоанализа, ни тифоанализа (если Вы подразумевали в т.ч. и его) я ни в одной реплике этого «диалога» не увидел. Могу оценить Вашу иронию, но в ней выражено только эмоциональное отношение, а не критика по сути. Я, например, абсолютно не знаю, кем не доказано существование супер-эго, что такое «глюк супер-пэго», зачем «переключать комплекс Электры на повышенное напряжение», почему духовности нет, чья теория это доказывает и почему она «выше» научного течения?
Да, это мое восприятие, но позволю не согласиться со словами "только эмоциональное отношение". Только эмоциональное отношение выражается в трудноразличимых криках.. (0: если бы у меня было такое отношение к психоанализу, пришлось бы выкладывать на ютьюб, но там такого добра и так много.
Это... кхм.. общее впечатление, составленное по вполне меланхоличному и нормо-эмоциональному прочтению книг Фрейда, книг и статей критики Фрейда, форумных веток и т.п. Ну и скопление желчи, наверное.
Критика психоанализа\тифоанализа по сути - слишком долгая вещь, ведь это социальное явление, да еще со своей системой ритуалов и верований, у него множество аспектов, отрицательных но и положительных, тоже, это не критика некой научной формулы или концепции, которую можно провести быстро, так что я, наверное, не смогу адекватно за это взяться, а при скором рассмотрении выйдет лишь дальнейшее скатывание на сарказм... Уверен, о сути психоанализа с критической стороны написана масса книг, было бы потерей времени затевать собственный велосипед в этом плане. А с эмоционально-критической мне нравятся комментарии Набокова.
Мое высказывание действительно было эмоциональным, но это ни в коем случае не "камень в лично Ваш огород". Я уже пожалел, что всё это напечатал, надеюсь, это Вас не задело.
И почему, кстати, Вы решили, что для психоанализа люди это только те, кто имеет мешок баксов, а индивиды следующие «"высшими" течениями, объединяющими людей для чего-то нового и дающими цель для существования» перестают быть людьми?
Я так не думаю.. Это проекция, и она явно не моя..
Я лишь указал на вполне понятные условия работы психоаналитика и на пересечение психологических течений с религией. Само по себе это не заставляет считать религиозных людей "нелюдьми", ведь существуют разные течения религии, и миллионы людей разных верований уживаются, но сам пересекающийся характер разных религий может некоторых людей подталкивать на "анализ" приверженцев другой веры.
Вот так вот, не много не мало «освободившее себя от всего, что его определяло», «ничего не говорят». Спрашивается: это наука или вера? Далеко ведь за примером ходить не надо. Попробуйте только представить себе человека, которому позыв на мочеиспускание ничего «не говорит, что ему нужно делать».
Это тема отдельного долгого разговора, нужно для этого (мне) почитать Франкла. Цитата - да, ближе к "вере". Возможно, тут Франкл высказал свое общее ощущение, а развил тему где-нибудь на других страницах, так что нужно читать.. И это все так смутно - что есть инстинкты, побуждения.. нет определений.. а можно на это посмотреть строго с научной точки зрения? Нет, ведь пока плохо ясны\слишком сложны\ молекулярные механизмы, даже определяющие те самые "побуждения", которые контролирует человек.. вот и получается: снизу низкоуровневые механизмы, но научно, сверху полная фантастичность, но духовно, а посередине огромное пространство - там интересные философские разговоры, но бесконечно. (0:
Слова Франкла, возможно, столь же ненаучны, как и слова Вашего друга, но они заставляют задуматься, каждое слово можно развернуть в целое исследование или размышление: что такое "человек сам себя освободил" и т.п.
Попробуйте только представить себе человека, которому позыв на мочеиспускание ничего «не говорит, что ему нужно делать».
Если смягчить высказываие Франкла, то можно сказать в его защиту, что по крайней мере у человека может возникнуть множество довольно сложных вариантов действий, в отличие от животного, при позыве мочеиспускания. В этом смысле - да, сам позыв не говорит однозначно, что делать, лишь дает сигнал, который человек может какое-то время сдерживать для более высокой цели. Отчасти поэтому мне например не нравятся социал-дарвинистские рассуждения а-ля "человек=животное, работают только те же механизмы": человек, забивший свою голову этими рассуждениями, тем самым отнимает сам у себя "вычислительные ресурсы", которые как раз могли бы быть заняты мыслями о том, для какой высшей цели и как сдержать очередный примитивный позыв. Ведь это сдерживание и перенаправление сил делает человека человеком, иначе выходит этакий суперкомпьютер, у которого память забита надписями "я счёты, я счёты.."
Кажется и кажется. С этим, как говорится, не поспоришь…
Как и с "авитальной активностью".. Что это за зверь этакой.. ведь по сути это и есть "миллион причин" завернутый в красивое выражение. Ну, я мог бы пощеголять фразами про белок p53, апоптоз и ингибиторные домены на каких-нибудь src-киназах и всё это посравнивать с социумом и т.п. (0:
Интересно, Сopperkettle, было прочесть этот пост т.к. в нем выражены многие Ваши мировоззренческие убеждения. Честно говоря, не ожидал услышать от Вас такие фразы как «стремление к высшей цели», «беспрекословное признание верховенства».
Почему не ожидали? Да, если в прессу просочатся логи моего торрент-клиента, то на надежде стать Папой Римским мне лично придётся поставить жирный крест... и даже в Патриархи Всея Руси не возьмут.. но я не отрицаю стремления к высшей цели. Но фразировка, да, возможно, слишком торжественная.. из подсознания выскочила, архетипы были плохо закреплены. (0:
А про нашего брата проктолога зря Вы так. Я вспоминаю, как на студенческой практике ассистировал проктологу, который в середине операции неожиданно (для меня) затянул романс «Гори, гори, моя звезда». И что любопытно, смотрел он при этом на… (на этом месте я поставлю вот такой негрустный смайлик)
Это подтверждает стремление человека к высшему, да и Франклу бы понравилась эта история. Если б брат-проктоло начал рассуждать в этот момент о том, что все якобы духовные стенания - суть нарушения в.. его сфере деятельности.. тогда да, пришлось бы тянуться мышкой к самому страшному смайлику..
Что касается аргумента «научности», то он действительно серьезен. Если есть желание его обсуждать применительно к психоаналитической , тифоаналитической теории или к-л. другой, то целесообразно делать это в соответствующих темах.
Я читывал подобные споры, так что попытаюсь избежать обсуждения "научности" психо- и тифоанализов - пусть они сами как-нибудь придумают эксперименты для фальсификации своих гипотез, это будет первый шажок к научности. Правда, читал, что некоторые посылки психоанализа в экспериментах подтвердились, но только некоторые, а другие - нет, но читал я это в блоге.. а читать сами исследования и вникать.. о нет, мой инстинкт самосохранения мне этого не простит, а стремление к высшей цели еще и добавит за зря потраченные силы (полагаю, это позволяет существовать различным сложнозапутанным психологическим течениям - какой-нибудь научный гений может потратить годы жизни и доказать их ненаучность, но это на их живучести почти не отразится, их источник существования иной. Те же перестановки Хеллингера и перинатальные матрицы Грофа, что им наука, что они науке).
А вобще извиняюсь конечно за захват топика, нужно было почитать с начала, с определения экзистенциальной психологии.