Добрый день. Давно читаю форум и сейчас, наконец, понял, что пришло время поделиться своей историей и попросить совета у товарищей по психическому неблагополучию. Особенно хотелось бы разобраться в том, с какими рецепторами мне сейчас надо работать, потому что просто серотонинергические вещества стали приносить мне серьезный дискомфорт.
История длинная (прошу прощения за объем) и довольно насыщенная, но я постарался сделать ее интересной и читабельной. И, возможно, полезной для многих страдающих форумчан. Для ясности опишу все в хронологическом порядке, разбив для удобства на «главы». Самое интересно и ключевое в конце.
ВНИМАНИЕ! История содержит мой субъективный опыт использования запрещенных веществ. Я ни в коем случае не пропагандирую противозаконные действия и описываю свой опыт исключительно для полноты клинической картины.
Обо мне
Мне почти 30 лет. О том, что со мной что-то не так, стал догадываться в последние 2-3 года.
Я творческий человек – мой образ жизни и род занятий требует наличия «креативности» в обязательном порядке. Этот момент важен и играет важную роль, о чем я расскажу ниже.
Биография
За точку отсчета беру 19 лет – время, в которое со мной все было хорошо. Ну, практически все, за исключением излишней саморефлексии (обычное дело для творческих людей) и небольшого невротического расстройства, которое выражалось в том, что меня «приспичивало» ходить в туалет в самые неподходящие моменты. Самое яркое – во время поездки в автобусе в другой город.
«Туалетное» невротическое расстройство
Spoiler
То есть, в ситуациях, когда ты никуда не денешься физически, включалась иррациональная паника (до полноценной ПА не дотягивало, но состояние очень мучительное), начинало здорово крутить живот и срочно требовалось бежать в туалет. Доходило порой до просьб остановить автобус или даже выйти, не доезжая до пункта назначения. Что характерно, особенно остро и мучительно этот синдром проявляется в утренние часы, если сразу после пробуждения нужно куда-то ехать или идти.
С этим невротическим проявлением я борюсь всю жизнь, еще с начальной школы. На какие-то периоды – весьма успешно. Я старался чаще попадать в такие ситуации и настраивался внутренне на то, чтобы их преодолевать. Использовал препараты против диареи вроде лоперамида – хоть проблема в голове, а не в ЖКТ, они помогали быть более уверенными.
В моменты почти полного жизненного благополучия эта проблема с «приспичиванием» ослабевала, в то время как депрессия и тревога предсказуемо обостряли этот синдром – вплоть до того, что приходилось держать под рукой анксиолитики. От фенибута (слегка помогающего) до феназепама (быстро купирующего «туалетную» панику).
Относительное благополучие и увлечение психоактивными веществами
Spoiler
Итак, я был молод, относительно здоров и любознателен. И полон творческих амбиций. С 20 лет я начал употреблять каннабис. На протяжении нескольких лет «романа» с этим веществом оно многое мне дало в творческом отношении. Употребление было плодотворным в тех случаях, когда не превращалось в «марафон». Впрочем, «марафонить» такими вещами у меня и не получалось – в силу повышенной чувствительности я быстро истощался и переставал получать удовольствие.
Ремарка: эта моя повышенная чувствительность относится ко всем психоактивным и психотропным веществам. Мне требуется доза в 4-5 раз меньшая, чем у «нормальных» людей.
Но соблазнительность эффектов каннабиса иногда приводила к периодам ежедневного курения по вечерам. Что для меня было очевидным перебором. Но тогда последствия не были так неприятны, и поэтому курил я довольно часто на протяжении нескольких лет.
В 20 лет удалось впервые попробовать ЛСД. Это был один из важнейших опытов в жизни, преобразивший меня в лучшую сторону. Впоследствии я его несколько раз повторял (раз в 2-3 года), и каждый раз это приводило к метафизическому восторгу и прояснению сознания. К сожалению, сейчас ЛСД для меня перестал правильно работать, что явно как-то связано с неисправностью серотониновых рецепторов – но об этом феномене ниже.
Эксперименты с психоделиками и каннабисом раньше заканчивались для меня преимущественно положительно – польза значительно перевешивала потенциальный вред. Вероятно, потому что на тот момент (20-26 лет) я был относительно здоровым и в чем-то счастливым человеком. Не считая коротких «депрессивных» эпизодов, которые могли длиться пару недель или около того.
Крушение мечты, употребление гормонов и затяжная соматическая болезнь
Spoiler
Около 25 лет я начал понимать, что я у меня не получается добиться творческой цели, которая в 19 лет казалась очень достижимой. В реальной взрослой жизни все оказалось куда сложнее, чем я себе нафантазировал в молодости. Также я себя переоценил и слишком мало (как сейчас уже понимаю) работал над собой.
Это столкновение с реальностью начало потихоньку приводить меня в состояние фрустрации. В настоящую депрессию я не проваливался, так как продолжал делать что-то с переменным успехом для достижения своей мечты.
В этот период черт меня дернул попытаться «набрать массу» с использованием синтетического тестостерона. Я легкомысленно начал курс. На курсе я, конечно, чувствовал себя превосходно – куча сил, повышенный тонус. Хотя иногда организм давал понять, что ему это не нравится.
«Прокурсив» я начал выходить с курса. Причем не так, как делают это опытные люди, а совершенно легкомысленно – бросил на полпути препараты, которые восстанавливают выработку собственного тестостерона.
Итог – первый эпизод затяжного депрессивного состояния (экзогенного, по сути). Еще не полноценная депрессия, но ее первые ростки. С тревогой, ипохондрией, плохим настроением и низкой мотивацией.
В этом депрессивном после-курсовом состоянии у меня в добавок образовалась гинекомастия и, что самое главное, затяжные проблемы с мужским здоровьем. Я умудрился после курса застудиться так, что получил диагноз «эпидидимит» и «хронический простатит». Несмотря на то, что на потенции это не сказывалось, постоянные боли и дискомфорт меня сильно подкосили морально. Я не ожидал таких проблем с в 26 лет. Меня залечивали всевозможными антибиотиками с переменным успехом.
«Отпускали» меня боли и дискомфорт ненадолго. Малейший раздражитель – холодный сквозняк от кондиционера или незначительное для нормального человека переохлаждение – и боли в яичках и в области простаты возвращались.
Это сильно меня угнетало. Эпопея с лечением длилась около 3 лет. И даже когда обследования показывали, что все чисто и работает как нужно, я все равно продолжал чувствовать боли.
Закончилось все с посещением последнего уролога, который еще раз сказал мне, что «вам стоит поменьше думать об этом» и выписал флуоксетин (!).
Пить я его не стал, так как не считал, что болен депрессией. И на тот момент ничего не знал о скрытых формах этого недуга. Но слова доктора как-то отпечатались в голове, и постепенно я перестал чувствовать дискомфорт и боли. Слава богу, несмотря ни на что у меня в этом отношении и сейчас все в порядке. Но те 3 года хронической боли и морального угнетения безусловно оставили свой отпечаток.
Аптечная наркомания и трамадол
Spoiler
В 24-25 лет я также впервые попробовал опиоид трамадол. Вначале это было эпизодическим употреблением, но затем перешло в систематическое. Повод всегда находился – болевые ощущения, связанные с болезнью, головная боль от слишком позднего пробуждения и сбитого графика, слишком жаркая погода и так далее.
Вылилось это в настоящую зависимость. Я несколько лет ежедневно употреблял трамадол. Толерантность росла, но медленно, так как изначально доза у меня была смешная по меркам «употребляющих», а чувствительность к препарату высокая. Эти несколько лет я чувствовал себя весьма неплохо. Трамадол обладает серотонинергическим эффектом, поэтому я даже считал себя счастливым человеком и не считал особой проблемой «сидение» на трамадоле.
Конечно, иногда я бросал употребление, «переламывался». Но через какое-то время втягивался вновь.
Окончательно я бросил трамадол в тот момент, когда он вместо продолжительной эйфории, отличной работоспособности, хорошего аппетита и замечательного сна стал давать апатию и раздражительность.
Отказ от многолетнего употребления трамадола привел к ощущению потери жизненных сил, апатии и депрессии. Было действительно сложно жить без этого вещества.
Фантастический, но кратковременный лечебный эффект лирики
Spoiler
И тут я открыл для себя лирику, которая, как известно, хорошо купирует опиоидный абстинентный синдром.
Это было нечто! Употребляя небольшие (40-60 мг) дозы лирики я стал чувствовать себя совершенно другим человеком. Настроение – великолепное, тревожность полностью ушла, исчезли даже старые страхи и комплексы. Работоспособность, стрессоустойчивость, общительность, либидо – просто запредельные. Я, наконец, почувствовал себя по-настоящему нормально.
Я стал тем, кем должен быть. Я нравился себе, а окружающие говорили, что я здорово изменился в лучшую сторону.
Продолжалось это около месяца. Через месяц антидепрессивный и психостимулирующий эффект лирики стал резко сходить на «нет». Закончилось все тем, что очередной прием препарата с последующей физической нагрузкой (я стал даже заниматься спортом) спровоцировал сильнейший в жизни приступ головной боли. Буквально лез на стенку, но, к счастью под рукой оказался клоназепам, который облегчил боль и позволил уснуть.
После этого эпизода я отказался и от лирики.
Жизнь без наркогенных препаратов и первое знакомство с флуоксетином
Spoiler
После круглосуточного употребления лирики на протяжении месяца с небольшим я испытал очередной тяжелый СО с последующим нарастанием депрессии. Апатия, отсутствие желания вставать с кровати и делать что-либо, быстрая истощаемость. Головные боли на весь день от малейшего нервного напряжения или нарушения графика сна.
С нечеловеческими усилиями стал более-менее регулярно заниматься спортом (бег, турники). Понимал, что физические нагрузки – это то, что хотя бы ненадолго улучшает состояние. Спорт (а скорее физкультура) помогал не скатиться окончательно. Но этого было недостаточно – поддержка, но не лечение.
Тогда я впервые решился попробовать пропить курс флуоксетина. Начал принимать по инструкции, на 4-5 день стал чувствовать «что-то». Через неделю уже появилось ощущение психологической защищенности и комфорта. То самое «идешь по улице и все вокруг такое хорошее». Голова совершенно перестала болеть, даже при сбитом графике сна.
Казалось бы, отлично – пей дальше. Но я пропил только минимально положенный месяц.
Причина №1 – эмоциональное уплощение. Приемлемое для многих людей, которые просто хотят дать мозгу передышку и возможность восстановиться. Для меня же этот эффект был неприемлем в силу творческого рода деятельности. Флуоксетин при всех плюсах словно срезал ту остроту восприятия, которая позволяет творить. А если я не могу творить, то чувствую себя ужасно – даже если все остальное в норме.
Причина №2 – уход либидо в ноль уже на 2-3 неделе курса и сильно притупление ощущений во время секса. На самом деле, это было не так критично, как «творческий блок», но качество жизни снижало.
Причина №3 - экстремальная сонливость и апатия, развившаяся к 3-ей неделе курса.
Решил, что месяц употребления флуоксетина мне помог и дальше я попробую жить своими силами.
После отказа от флуоксетина я стал действительно регулярно заниматься спортом, много бывать на солнце (наступило лето, в которое мне всегда лучше), погрузился в творчество. Казалось, что все налаживается. Остались лишь старые проблемы с низкой продуктивностью и работоспобностью, вызванные тем, что мне часто сложно сосредоточиться на работе.
Спорт, эпизодический амфетамин, успехи в работе и ощущение счастья
Spoiler
Итак, все было относительно неплохо, кроме возникающих заторов в работе и творчестве, вызванных проблемами с фокусировкой и обработкой большого количества информации. Я изучил информацию про препарат аддерал и решил попробовать использовать периодически амфетамин в очень небольших дозах.
Принимал перорально количества, эквивалентные самой низкой терапевтической дозе препарата аддерал. Никаких «марафонов» – прием в первой половине дня, со сном по ночам, правильным питанием и минимизацией вреда с помощью витаминов и различных добавок. И все это не чаще 2-3 раз в неделю.
Все это, вместе с регулярными занятиями спортом (без амфетамина, разумеется), позволяло быть эффективным и получать ощущение счастья от того, сколько полезного удается сделать.
А еще с эпизодическим приемом небольших доз амфетамина ушли головные боли, которые меня в той или иной степени преследуют всю жизнь.
Разрушение семьи, суицидальные намерения и выход в полновесную депрессию. Второй опыт приема флуоксетина.
Spoiler
Закончилось это благополучие внезапно. Оно не было связано со злоупотреблением препаратами. Произошел очень болезненный разрыв с человеком, который был моей семьей почти 10 лет. Мое состояние моментально ухудшилось до такой степени, что я обдумывал и готовил суицид, хотя ранее никогда не был склонен к таким вещам.
Я дошел до того, что лежал сутками в постели, абсолютно не в состоянии что-либо делать. Во время приступов тяжелой душевной боли принимал клоназепам – единственное вещество, которое прикрывало измотанную и расшатанную психику.
После того, как черное отчаяние сменилось просто отчаянием, я стал понимать, что нужно как-то спасать себя. Я вспомнил относительно положительный опыт месячного приема флуоксетина.
Начал курс, но в этот раз эффект был совсем другим. Антидепрессивное действие развивалось, но при этом вместе с ним нарастало ощущение беспокойства во всем деле. Как «синдром беспокойных ног», но только по всему телу. Это приносило значительный дискомфорт – и в повседневной жизни, и при попытках уснуть, которые были не очень удачными.
Я ожидал, что этот крайне изнурительный эффект пройдет со временем, но он только увеличивался пропорционально антидепрессивному действию препарата. Его постоянное усиление заставило меня отказаться от флуоксетина на 2,5 неделе курса.
Мое текущее положение
Я пребываю в депрессии, которая сопровождается частыми головными болями (самое неприятное, пожалуй) и тревогой. Мне пока не удается преодолеть последствия травмы, связанной с разводом.
После произошедшего я перестал употреблять какие-либо стимулирующие вещества, так как понимал, что это меня добьет. Я прикрывался клоназепамом (который использую до сих пор для купирования головных болей) и пропивал этот не вполне удачный курс флуоксетина.
Что меня больше всего беспокоит
Сейчас, несмотря на всю тоску и депрессию, я пытаюсь использовать редкие просветы и заниматься спортом и творчеством. Это помогает, но, к сожалению, эти просветы редки. Что самое главное – я понял, что мой мозг стал совершенно иначе реагировать на серотонинергические вещества. По крайней мере те, которые я пытался использовать.
Флуоксетин – дает «синдром беспокойных ног», только по всему телу.
ЛСД – несмотря на очень успешный и каждый раз предсказуемый опыт применения в прошлом, стал работать совсем иначе. Драматически иначе. От того глубокого прояснения сознания не осталось почти ничего. Его полностью затмевает это ужасное «телесное беспокойство» на протяжении всего сеанса – точь-в-точь, как и от флуоксетина. Прояснение и преображение превратились в это «телесное беспокойство» и состояние легкой дереализации. Так называемый микродозинг ЛСД, который я также пытался практиковать и который помогает многим на западе (где этот вопрос исследуется), работает в моем случае, как флуоксетин – дает легкий серотониновый АД-эффект, который полностью обесценивается все тем же самым «беспокойством во всем теле».
Каннабис – хотя я давно стал употреблять его крайне редко и мало – также перестал давать облегчение состояния. Вместо этого, его эффект также изменился – короткий всплеск творческой активности и хорошего настроения сопровождается теперь все тем же пресловутым беспокойством во всем теле, которое сохраняется уже после того, как психоактивный эффект каннабиса прошел.
Эти три совершенно разных вещества с разным механизмом действия объединяет то, что они, так или иначе, серотонинергичны. При этом они все стали вызывать у меня крайне дискомфортное состояние «беспокойства во всем теле», чего раньше никогда не было.
Из этой закономерности я позволю себе сделать вывод, что что-то произошло с моими серотониновыми рецепторами. Вероятно, с вполне определенными, активация которых и вызывает это телесное беспокойство.
«Прикрывающие» препараты с этим беспокойством справляются на удивление неважно. Фенибут – почти без толку (хотя раньше очень помогал мне от синдрома беспокойных ног, который изредка у меня случался). Лирика – незначительно приглушает. Клоназепам купирует, но только в большой (для меня) дозировке – 1-2 мг за разовый прием.
Примечательно, что единственный препарат, который не вызывает этот ужасный эффект – дофаминергический амфетамин.
Принимая его в терапевтической «аддеральной» дозировке, я на какое-то время чувствую себя прекрасно, а головная боль проходит. Тоже самое справедливо для кофеина, который также релизит дофамин.
К сожалению (или к счастью) из-за психической истощенности я сейчас не могу позволить себе принимать амфетамин и даже кофеин сколько-нибудь регулярно. Разве что совсем изредка и понемногу, чтобы хотя бы ненадолго отдохнуть от депрессии и боли, и сделать часть работы.
Я понимаю, что мне нужно лечение. Потому что депрессия не проходит, а голова слишком часто болит.
Но СИОЗС я принимать не могу. Во-первых, потому что серотонинергические вещества стали вызывать описанное беспокойство в теле. Во-вторых, потому что у меня быстро формируется СИОЗС-индуцированный апатический синдром, с творчеством несовместимый никак совершенно. В-третьих, утрата либидо также нежелательна.
Меня очень заинтересовал бупропион и его якобы «дофаминергический» эффект, однако после углубленного изучения вопроса и отзывов надежда на волшебный «дофаминовый» АД исчезла.
Что мне делать и в каком направлении искать? Существуют ли СИОЗС или СИОЗСН, которые не затрагивают гипотетические «беспокойные» серотониновые рецепторы, не вызывают апатию и сохраняют возможность творить? Или мне следует обратить внимание на АД других классов?
Пока пытаюсь время от времени заниматься физическими нагрузками, творчеством, гуляю. Но это лишь замедляет сваливание в депрессию.
Извините за стену текста. Спасибо тем, кто прочитал до конца. Буду рад любым советам.
История интересная. Чем помочь - не знаю. Все СИОЗС, СИОЗСН вызывают усиление синдрома беспокойных ног, насколько я знаю. Может, вам попробовать психотерапию? Ее же вы еще не применяли, насколько я понял?
Я вот забросила творчество из-за бессонницы (я музыкант). Можно мыть пол или ходить на какую-нибудь работу через силу, заставляя себя. Но как писать и исполнять музыку через силу, не представляю. Хотя многие рок музыканты под конец своей короткой жизни плохо себя чувствовали. Например, Элвис Пресли в знаменитом видео концерта на Гавайях, объявляя очередной номер говорит: " Эта песня посвящается моему отцу. Он очень болен, но ему все же лучше, чем мне".
А еще на ютуб есть подборка "27 club" о творческих людях, погибших в 27 лет..
Ужасно... простите, если я Вас еще больше расстроила.
Смотрите в сторону востока: иога, медитация, гомеопатия (сейчас индия рулит в этом направлении) и т.д.