Начну с того, что Успенский и до знакомства с Гурджиевым, был самостоятельным оригинальным мыслителем (см. "Новая модель Вселенной"), презирал шарлатанов и болтунов (см. ту же "В поисках чудесного"), работал журналистом. К Гурджиеву он испытывал большое уважение, но не был от него зависим - об этом говорит то, что Успенский покинул группу Гурджиева, когда понял, что тот рассказал всё что знал, и дальше уже пошел застой и повторы.
Будучи гуманитарием, Успенский спокойно, без отторжения, воспринял все эти кислороды, азоты и углероды, всю псевдонаучную бредятину - человек с естественнонаучным образованием не выдержал бы, и уж точно не стал бы суемудрствовать, пытаясь умозрительно построить бестолковую таблицу кислородов-углеродов-азотов и описывать это в книге.
Позже, в своих лекциях, Успенский уже не трогал эту мутную алхимию, видимо постепенно въехал, что это морально устаревшая и спекулятивная часть системы, сочиненная ещё какими-нибудь шумерами в незапамятные времена для придания системе видимости точной науки. Или именно так и представляли себе шумеры точную науку - кто теперь разберет...
Я полагаю, что Успенский добросовестно описал проведенный эксперимент, без лишней рекламы веществ, без избыточной красивости, и совершенно без мистики.
Далее - Гурджиев обладал особой "харизмой", умел создать в группе особый настрой, то есть хорошо владел суггестией, и это в значительной, даже в решающей мере определило общую направленность эксперимента: народ собрался не поторчать-расслабиться, а потолковать о серьёзных вещах.
Теперь о снадобье.
Гурджиев в своей системе ссылался на древние источники, и препараты должны быть традиционными, хорошо известными в Старом Свете, в частности в Персии, Индии, средиземноморских странах.
У Гурджиева не хватило бы здоровья самостоятельно изобрести и опробовать психоактивную смесь с хорошо предсказуемым эффектом, это не его специализация. Значит, он использовал нечто многократно проверенное, и не обладающее высокой токсичностью - отравление учеников в его планы точно не входило.
Стало быть - прежде всего именно гашиш. Вспомним малиновое варенье, на вкусняшку человека пробило.
Похоже, Гурджиев и немного опия подмешал, чтобы снять канннабиновые стрёмы и нежелательную в данном случае смешливость.
В пользу гашиша говорит и широкий разброс идивидуальных реакций.
Для снижения седативного эффекта Гурджиев мог использовать эфедру или чай, или и то и другое. Но скорее всего именно чай, молотый чай сваренный в молоке на манер тибетского - без сильного раздражающего действия на желудок, но с хорошо выраженным и длительным стимулирующим действием.
Вспомогательными веществами могли быть какие-нибудь растения, применяемые при тахикардии - чтобы мотор от чифиря не слишком разгонялся, наперстянка возможно, или что-то подобное, в малых дозах. Если в составе присутствовал опий, то вспомогательным веществом было что-то противоротное, чтоб не тошнило, а то непривычного человека прополаскало бы прямо на персидский ковёр, и малинового варенья ему точно не захотелось бы.
В общем, ничего особенного в снадобьи не было. Гурджиев, используя простые домашние средства, и правильно выбрав персонажей с максимальным разбросом личностных характеристик, провел эдакий психотеатр, причем главным - повторюсь - было именно влияние самого Гурджиева, созданная им обстановка избранного сообщества посвящённых и поставленная перед ними задача - отделить в себе личность от сущности.
Что и от чего они там отделили - это решайте сами, я тут не советчик, сам в непонятках, да и давно отошел от этих увлечений.
Где-то вот так я себе это представляю.