Перейти к содержимому

 


Фотография
- - - - -

Гештальт-терапия


Сообщений в теме: 74

#1 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 23 Декабрь 2008 - 07:40

Гештальт-терапия. Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному — традиционному — подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.

Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности — это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция — прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия — «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия — это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».

Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское—женское, активное—пассивное, зависимость—отчужденность, рациональность—эмоциональность, эгоистичность—бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» — это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» — зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.

В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.

Первый уровень — уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я — это я, а ты — это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.

Второй уровень — фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.

Третий уровень — тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.

Четвертый уровень — имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.

Пятый уровень — эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм — результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.

Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.

1. Принцип «сейчас». «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».

2. Принцип «я — ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу — конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.

4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.

1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.

2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство — чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»

4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.

Текст (с сокр.) из кн. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б.Д.Карвасарского, 2-е издание, СПб. -, 2000 г.
  • 0
тифоанализ

#2 Даша

Даша

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 8 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 11 Март 2010 - 05:06

Здравствуйте. Я недавно узнала о гештальт терапии. Меня заинтересовала эта тема. Прочитала книгу Перлза и пролистала Роббина. Но у меня возникла загвоздка----никак не могу понять как теоретически происходит Контакт----описанный в книге Перлза. Я вроде как-то пытаюсь понять, но что-то я там понимаю не так----в общем не могу понять как он происходит. Пожалуйста объясните мне----как происходит контакт.
  • 0

#3 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 11 Март 2010 - 09:03

Здравствуйте. Я недавно узнала о гештальт терапии. Меня заинтересовала эта тема. Прочитала книгу Перлза и пролистала Роббина. Но у меня возникла загвоздка----никак не могу понять как теоретически происходит Контакт----описанный в книге Перлза. Я вроде как-то пытаюсь понять, но что-то я там понимаю не так----в общем не могу понять как он происходит. Пожалуйста объясните мне----как происходит контакт.

В данном случае посредством обмена сообщений участников на форуме в сети Интернет.

Особых теоретических сложностей понятие "контакт" в гештальте не несет.
Контакт - это любое взаимодействие организма со средой.
  • 0
тифоанализ

#4 Даша

Даша

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 8 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 13 Март 2010 - 01:40

Особых теоретических сложностей понятие "контакт" в гештальте не несет.
Контакт - это любое взаимодействие организма со средой.


К огромному!! сожалению у меня это вызывает сложность. Я четко правильно наверняка----разобраться в этом не могу. Возможно тому кто это понимает сложно понять что у когото это может не получаться. Если у Вас это не вызывает сложностей----Пожалуйста, помогите мне разобрать в этом процессе.Объясните мне его.

Я еще раз конкретизирую мой вопрос----я не понимаю как ТЕОРЕТИЧЕСКИ происходит контакт.
Я постараюсь четче задать мой вопрос.

В книге написано/Стр. 234----Процесс контактирования заключается, в общих чертах, в НЕПРЕРЫВНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ФОНОВ И ФИГУР. Каждый фон опустошается и передает свою энергию формированию фигуры, которая в свою очередь становится фоном для следующей, Более четкой фигуры…

ПЕРЛЗ ПИШЕТ:
ПРЕ-КОНТАКТ.1). Тело-фон; аппетит или средовой стимул –фигура. Это то что осознается как «данность» или Ид ситуации, растворенное в ее возможностях.

ТЕЛО ФОН-----------Человек на своем теле не концентрируется. Например представим ситуацию что человек проснулся утром. Так или нет?
АППЕТИТ—это возможно у человека возникает внутренняя потребность--хочет пить? Так или нет? СРЕДОВОЙ СТИМУЛ–ФИГУРА—--Человек представляет ОБЩУЮ информацию о ситуации?----который час/Какое сегодня число/ и т.д.? Так или нет?----И т.д. и т.п.??????

КОНТАКТ. 2). а). Возбуждение, сопутствующее аппетиту, становится фоном… А некий объект или набор возможностей представляет собой фигуру. Тело уменьшается. (Или наоборот, в случае боли, тело становится фигурой). Это—эмоция.--------------------------????????
б). происходит выбор возможностей или отказ от некоторых из них, агрессивное приближение и преодоление препятствий, а так же произвольная ориентация и манипуляция. Это--отождествление и отторжение Эго.---------------????????

ФИНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. 3). На фоне не задерживающих внимания среды и тела живая цель является фигурой, и она достигнута. Вся произвольность ослабляется и происходит спонтанно единое действие восприятия, движения и чувства. Осознавание наиболее ярко в этот момент и сконцентрировано на фигуре, определяемой как Ты. .--------------------------?????????

ПОСТ-КОНТАКТ. 4). Происходит гладкое взаимодействие организма и среды, не являющееся фигурой/Фоном; самость уменьшается----------------------?????????

Пожалуйста ,четко просто конструктивно по-делу ТЕОРЕТИЧЕСКИ объясните мне этот процесс. Что конкретно происходит на каждом пункте контакта. На каком-нибудь четком простом теоретическом примере.

В данном случае посредством обмена сообщений участников на форуме в сети Интернет.

Возможно на примере обмена сообщениями участниками форума в сети Интернет----который Вы привели. Или на примере пищеварения. Или любом другом простом примере.

ПРЕ-КОНТАКТ.1). Что находится/Происходит в Фоне?
Что в Фигуре?
КОНТАКТ. 2). а). Фон?
Фигура?
б). Фон?
Фигура?
ФИНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. 3). Фон?
Фигура?
ПОСТ-КОНТАКТ. 4). Фон?
Фигура?
  • 0

#5 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 15 Март 2010 - 04:20

Пожалуйста ,четко просто конструктивно по-делу ТЕОРЕТИЧЕСКИ объясните мне этот процесс. Что конкретно происходит на каждом пункте контакта. На каком-нибудь четком простом теоретическом примере.

Возможно на примере обмена сообщениями участниками форума в сети Интернет----который Вы привели. Или на примере пищеварения. Или любом другом простом примере.

ПРЕ-КОНТАКТ.1). Что находится/Происходит в Фоне?
Что в Фигуре?
КОНТАКТ. 2). а). Фон?
Фигура?
б). Фон?
Фигура?
ФИНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. 3). Фон?
Фигура?
ПОСТ-КОНТАКТ. 4). Фон?
Фигура?

На примере голода.
Преконтакт: Фигура – дискомфорт в области живота. Фон – прочие телесные ощущения.
Концентрация на фигуре и осознание потребности, например «Хочу есть курицу»
Контакт: Фигура – объект в среде - курица. Поиск, приготовление курицы. Фон – дискомфорт в области живота и необходимость удовлетворения прочих нужд.
Финальный контакт: Фигура – приятные вкусовые ощущения от поглощения курицы. Фон - сама курица и прочие внешние и внутренние сигналы.
Постконтакт: Фигура – чувство насыщения. Решение о прекращении контакта. Фон – вкусовые ощущения и все остальное.

На примере форумного общения.
Преконтакт: Фигура – осознание когнитивной проблемы, например, «Не понимаю Перлза в этом месте». Фон – прочие понятные теоретические выкладки гештальт-терапии.
Контакт: Фигура – поиск ответа в Интернете, нахождение темы о гештальт-терапии на форуме, формулировка вопроса. Фон - когнитивная проблема и необходимость удовлетворения прочих нужд.
Финальный контакт: вариант а) Фигура – прочтение ответа, его понимание, исчезновение когнитивной проблемы. Фон - общение на форуме
вариант б) Фигура – прочтение, ответа, его непонимание (или понимание, но несогласие с понятым) и возращение на стадию Контакта – повторное сообщение. Либо Прерывание Контакта.
Постконтакт: Фигура - ассимиляция знания, включение его в систему прочих знаний. Фон – ответ на вопрос на форуме.
  • 1
тифоанализ

#6 Даша

Даша

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 8 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 17 Март 2010 - 06:39

Насколько я понимаю в книге Перлза----я привела строки описания механизма контакта из книги в моем 2-м посте----контакт начинается на каждом пункте с ФОНА. На сколько я понимаю в других книгах которые я просматривала тоже с ФОНА. В книге Перлза этот теоретический механизм описывается четче и понятнее чем в других источниках. Я хочу разобрать этот механизм из книги. На конкретном теоретическом примере.

Перлз в своей книге имеет в виду ЧЕТКИЙ КОНКРЕТНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ механизм/Процесс контакта. Моя проблема/Мой вопрос в том----что я именно ЧЕТКО наверняка правильно не могу понять что конкретно происходит в ФОНЕ и что в ФИГУРЕ----на КАЖДОМ пункте контакта.

В вашем примере каждый пункт контакта начинается с ФИГУРЫ. Я не понимаю почему Вы так написали
1. Именно так и есть правильно----каждый пункт начинается с ФИГУРЫ на самом деле?
2. Или Вы просто перепутали местами слова ФОН и ФИГУРА?
Из-за этого не совпадения с механизмом из книги я вообще теряюсь в догадках и не могу никак понять этот механизм. Пожалуйста, объясните почему Вы так написали? Пожалуйста, помогите мне разобрать этот механизм? Напишите четко как правильно? На тех же примерах----с курицей и с общением на форуме.

У меня еще вопрос. В механизме Перлза во 2-м пункте находятся П/ПУНКТЫ А). И Б).----в каждом из которых происходит по смене ФИГУРЫ и ФОНА. Без этого теоретический механизм не до конца четкий получается.
Пожалуйста, напишите что там конкретно происходит в Фоне и Фигуре на каждом п/Пункте а). и б).?
  • 0

#7 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 20 Март 2010 - 01:58

В вашем примере каждый пункт контакта начинается с ФИГУРЫ. Я не понимаю почему Вы так написали
1. Именно так и есть правильно----каждый пункт начинается с ФИГУРЫ на самом деле?
2. Или Вы просто перепутали местами слова ФОН и ФИГУРА?
Из-за этого не совпадения с механизмом из книги я вообще теряюсь в догадках и не могу никак понять этот механизм. Пожалуйста, объясните почему Вы так написали? Пожалуйста, помогите мне разобрать этот механизм? Напишите четко как правильно? На тех же примерах----с курицей и с общением на форуме.

Начинать описание контакта с ФОНА или с ФИГУРЫ ----- это условная точка отсчета т.к. одно без другого не возможно. ФИГУРА и ФОН дополняют друг друга и присутствуют одновременно. Условно можно начать описание контакта с ФИГУРЫ, а можно с ФОНА. Поэтому в примере с курицей и форумом изменение местами в подпунктах а) и б) ФИГУРЫ и ФОНА ничего принципиально не меняет. Я поставил на первое место ФИГУРУ потому что она ----- это передний план, а ФОН ----- задний. Но можно привести тот же цикл контактирования начиная с ФОНА:
На примере голода.
Преконтакт: Фон – прочие телесные ощущения. Фигура – дискомфорт в области живота.
Концентрация на фигуре и осознание потребности, например «Хочу есть курицу»
Контакт: Фон – дискомфорт в области живота и необходимость удовлетворения прочих нужд. Фигура – объект в среде - курица. Поиск, приготовление курицы.
Финальный контакт: Фон - сама курица и прочие внешние и внутренние сигналы. Фигура – приятные вкусовые ощущения от поглощения курицы.
Постконтакт: Фон – вкусовые ощущения и все остальное. Фигура – чувство насыщения. Решение о прекращении контакта.


У меня еще вопрос. В механизме Перлза во 2-м пункте находятся П/ПУНКТЫ А). И Б).----в каждом из которых происходит по смене ФИГУРЫ и ФОНА. Без этого теоретический механизм не до конца четкий получается.
Пожалуйста, напишите что там конкретно происходит в Фоне и Фигуре на каждом п/Пункте а). и б).?

На примере с курицей:
А). Фон: дискомфорт в области живота и необходимость удовлетворения прочих нужд. Фигура: Хочу курицу!
Б) Фон: Хочу курицу! Фигура: Выбор, принятие решения: Буду есть целиком курицу и только часть? (Или: Зажарю курицу или сварю? Или: Начну есть с ножки или с крылышка? Или: Буду есть именно эту курицу или нет?)

На примере с форумом:
Контакт: А) Фон - когнитивная проблема. Фигура – поиск ответа в Интернете, нахождение темы о гештальт-терапии на форуме.
Б) Фон: тема о гештальт-терапии на форуме. Фигура: Выбор, принятие решения: Подходит этот форум для моего вопроса или нет? (Или: Буду формулировать подробно свой вопрос или вкратце? Или: Буду цитировать Перлза или перескажу своими словами?) Формулировка вопроса.
  • 0
тифоанализ

#8 Даша

Даша

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 8 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 01 Апрель 2010 - 12:30

Спасибо что отвечаете на мои вопросы.

Начинать описание контакта с ФОНА или с ФИГУРЫ ----- это условная точка отсчета т.к. одно без другого не возможно. ФИГУРА и ФОН дополняют друг друга и присутствуют одновременно. Условно можно начать описание контакта с ФИГУРЫ, а можно с ФОНА.

Я так спрашиваю просто потому что я хочу разобрать именно теоретический механизм который приведен в этой книге/Именно эти строки. Моя трудность в том что я не могу разобрать четко именно этот теоретический механизм. И я иначе вообще!! запутываюсь.

У меня сильная!! трудность в понимании этого механизма. Почему, я не знаю. У меня начинается как дрожь внутри. И я как-то т.ск. никак не могу попасть ЧЕТКО правильно в эти пункты.
------------------------------

У меня уточняющий вопрос. Я хочу сопоставить Ваш пример с курицей----с книгой. Чтобы ничего не упустить. Чтобы знать четко что я разобралась в теоретическом механизме из книги.

ПРЕ-КОНТАКТ.1). Тело-фон------------------Фон – прочие телесные ощущения.;

аппетит или средовой стимул –фигура.---------------------------- Фигура – дискомфорт в области живота. Концентрация на фигуре и осознание потребности, например «Хочу есть курицу»

КОНТАКТ. 2). а). Возбуждение, сопутствующее аппетиту, становится фоном---------------------------А). Фон: дискомфорт в области живота и необходимость удовлетворения прочих нужд.

А некий объект или набор возможностей представляет собой фигуру.---------------- Фигура: Хочу курицу!---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Я думаю здесь----исходя из теоретического описания этого процесса----возникают РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ------------- Буду есть целиком курицу и только часть? (Или: Зажарю курицу или сварю? Или: Начну есть с ножки или с крылышка? Или: Буду есть именно эту курицу или нет. Так или нет?

б). происходит выбор возможностей или отказ от некоторых из них,-------------------------- Б) Фон: Хочу курицу!--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Например, ВЫБОР------------Буду есть целиком курицу----а не только часть. Так или нет?

а так же произвольная ориентация и манипуляция. Это--отождествление и отторжение Эго.----------------------------------------- Фигура: Выбор, принятие решения: Буду есть целиком курицу и только часть? (Или: Зажарю курицу или сварю? Или: Начну есть с ножки или с крылышка? Или: Буду есть именно эту курицу или нет. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: Буду есть целиком курицу. Так или нет?

ФИНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. 3). На фоне не задерживающих внимания среды и тела------------------ Фон - сама курица и прочие внешние и внутренние сигналы.

живая цель является фигурой, и она достигнута. Вся произвольность ослабляется и происходит спонтанно единое действие восприятия, движения и чувства. Осознавание наиболее ярко в этот момент и сконцентрировано на фигуре, определяемой как Ты.-------------------------- Фигура – приятные вкусовые ощущения от поглощения курицы.-------------------------------------Т.е. в 3). Пункте в Фигуре теоретически----происходит ОСОЗНАВАНИЕ?

ПОСТ-КОНТАКТ. 4). Происходит гладкое взаимодействие организма и среды, не являющееся фигурой/Фоном;------------------------------Фон – вкусовые ощущения и все остальное.

Фигура – чувство насыщения. Решение о прекращении контакта.
----------------------------------------------

Пожалуйста, просто напишите----ПРАВИЛЬНО ли я подкорректировала во 2-м а). пункте Фигуру и во 2-м б). пункте Фон и Фигуру или НЕТ? Если нет, поправьте меня пожалуйста.
  • 0

#9 Мирошниченко

Мирошниченко

    Психиатр, психолог

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 465 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Пермь
  • Интересы:тифоанализ, псих(оанализ, отерапия, иатрия, ология), история, культурология

Отправлено 01 Апрель 2010 - 09:11

Пожалуйста, просто напишите----ПРАВИЛЬНО ли я подкорректировала во 2-м а). пункте Фигуру и во 2-м б). пункте Фон и Фигуру или НЕТ? Если нет, поправьте меня пожалуйста.

Да.
  • 0
тифоанализ

#10 Даша

Даша

    Новичок форума

  • Пользователи
  • PipPip
  • 8 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Москва

Отправлено 06 Апрель 2010 - 06:29

Я хочу наконец для себя четко зафиксировать шаблон этого механизма контакта----четко разбор описания механизма из книги.
1). Преконтакт: Фон – прочие телесные ощущения.
Фигура – дискомфорт в области живота. Концентрация на фигуре и осознание потребности, например «Хочу есть курицу».

Контакт: А). Фон: дискомфорт в области живота и необходимость удовлетворения прочих нужд.
Фигура: возникают РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ------------- Буду есть целиком курицу и только часть? (Или: Зажарю курицу или сварю? Или: Начну есть с ножки или с крылышка? Или: Буду есть именно эту курицу или нет.

Б) Фон: ВЫБОР------------Буду есть целиком курицу----а не только часть.
Фигура: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: Буду есть целиком курицу.

Финальный контакт: Фон - сама курица и прочие внешние и внутренние сигналы.
Фигура – приятные вкусовые ощущения от поглощения курицы. Осознавание.

Постконтакт: Фон – вкусовые ощущения и все остальное.
Фигура – чувство насыщения. Решение о прекращении контакта.
--------------------
Здесь у меня вопрос. ОСОЗНАВАНИЕ происходит на 3). Пункте в Фигуре. А на каком Пункте/Где происходит ПОНИМАНИЕ? Говорят же по жизни----человек Понял, человек Осознал----это же разные вещи.

И еще вопрос. Когда человек видит другого человека/Или оказывается в новой ситуации----человек ОПРЕДЕЛЯЕТ для себя знаком ли он с этим человеком/Видел ли он его когда-либо раньше//Или в случае с ситуацией человек определяет для себя что это за ситуация/Куда он попал…. Если я не ошибаюсь, такое Определение называется ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Где/На каком пункте такое ОПРЕДЕЛЕНИЕ/ИДЕНТИФИКАЦИЯ происходит?
  • 0



Ответить



  





Copyright © 2022 Нейролептик.ру