Это ошибочное утверждение, просто потому, что участие в практике не является существенным критерием оценки.
Окей, перечислите существенные, с вашей точки зрения, критерии оценки эффективности психотерапии.
Как минимум необходимы
РКИ (рандомизированные клинические испытания), в лучшем случае мета-анализ множества
РКИ. Но, также нужна начальная обработка гипотезы со стороны современной позиции смежных научных областей.
... изменение психологически нормальных убеждений и(или) индуцирование патологических убеждений...
Не понимаю, что значит в данном контексте "нормальный" и "патологический". У меня, судя по всему, убеждения "психологически ненормальные". Но если бы вы знали, как хорошо мне с ними иногда бывает (особенно раньше бывало, в маниакальные периоды))) Никогда бы не стала лечиться, если бы не панические проявления. Сейчас мне удаётся и от "ненормальных" убеждений не отказываться, и к повышенной тревожности адаптироваться.
Нормальные убеждения наиболее точно отражают реальную действительность, патологические её сильно искажают, что и проявляется в виде расстройств, но ничего ненормального в них нет, они для Вас являются нормальными, просто Вы можете не видеть их ошибочность.
Я считаю, что человеку все-таки стоит принять ответственность за себя на себя, а не считать виноватыми родителей и еще свыше 9000 причин
Ответственность стоит принять за то, что происходит в настоящем, согласна. А вот за то, что я такая как есть, вряд ли. Я не виновата, что у меня есть генетически обусловленные особенности нервной системы. Но я вполне могу осознать это как реальность и адаптироваться к такому положению вещей. В этом и заключается принятие ответственности: принимая АД, я сохраняю трудоспособность и могу обеспечить своё существование.
Взятие ответственности и чувство вины разные вещи. Можно считать, что родители меня сделали вот такой, и что в моем расстройстве виноваты они, а можно принять себя такую и попробовать вылечить свой невроз. Я категорически против паллиативных средств в психотерапии, они отсрочивают нужные и важные изменения в убеждениях человека.
В очередной раз замечаю, что ваши рассуждения о "правильных" убеждениях меня раздражают. Можно строить конструктивное взаимодействие с людьми просто осознавая "неправильность" своих убеждений и при этом их не менять. Главное понимать, чего хочешь. Но отказываться-то от своего желания зачем?
Вы скорее всего не до конца понимаете, что я имею ввиду под сменой убеждений, я не говорю о принципах, смыслах, я говорю о некоторой реструктуризации требований, абсолютных видений и т.д.
Я не считаю, что поддержка патологических убеждений является хорошей терапией и вообще терапией, т.к. эти самые убеждения привносят в Вашу жизнь существенный дискомфорт, они не решаются, а просто немного снижаются "поддержкой".
Иногда реальность держится именно за счет "патологических" убеждений. Если их поколебать, человек может сорваться в психоз. Чем сильнее "искривление" реальности, тем осторожнее надо на него воздействовать, иногда лучше вообще не трогать. Я сейчас хорошо осознаю свой терапевтический запрос именно как запрос на поддержку.
При грамотной психотерапии ни в какой психоз человек не сорвется. Главное для терапевта, понять модель конструкта реальности данного человека и вывести его убеждения в более реальный и рациональный конструкт. Про не трогать - это ошибка, если не ресоциализировать больного "шизофренией", то негативная симптоматика будет только нарастать, болезнь уйдет дальше.
Если взять традиционную и альтернативную медицину, то мы специалистов будем судить не по квалификации, а по научности того, что они использует в лечении конкретной болезни.
Насчет научности. Давайте начнем с простых вещей. Чем, по-вашему, отличается представление о психике человека в психоанализе и в КТП?
Я Вам уже это раскладывал в теме КПТ.
Скажу, что бессознательное, неосозноваемые стремления, незавершенный гештальт = энграмма в Саентологии - все эти псевдонаучные гипотезы одного поля ягоды. КПТ не работает с фантазиями "истинных причин" расстройств, потому что это в первую очередь фантазии терапевта под влиянием школы, КПТ работает с действительным уровнем сознания и с теми оценками, образами, мыслями, философией, которыми Вы оцениваете и интерпретируете мир для себя, для собственного понимания реальности, когнитивисты не разыскивают "истинные" причины в детстве, они излечивают программу отображения реальности, которая у человека есть сейчас, в момент расстройства.
Если человек страдает агрофобией, то при работе с ним выявляются те конструкты, которые являются запускающим механизмом страха, тревоги и паники, в дальнейшем терапевт складывает умозаключения, логику, оценки, интерпретации данного человека в общую, характерную для данного человека, систему и совместно с больным производит некоторые изменения патологических конструктов в сторону их реальной составляющей, реалистичного мышления, что в последствии и приводит к изменению мышления, эмоций и поведения в данном конкретном расстройстве. Человек изменяет свои паттерны на адаптивные, перестает испытывать сильные эмоции и избавляется от расстройства по средствам реструктуризации оценок, логики, интерпретаций на более адаптивные, точные и гибкие.
В
ПА идет поиск "проблемы" там, где её нет, там, где Вы не властны над собой, как-будто что-то есть, но есть ли, и как она вообще там появилась. Аналитики говорят, что в детстве, но это лишь предположение о том, что якобы какие-то скрытые смыслы руководят Вашим поведением, душой, телом - которые были заложены в Вас в детстве, это противоречит хотя бы социальной психологии, и очень похоже на Божественное провидение, что вот Господь Бог ведет Вас, т.е. Вы не можете управлять собой, т.к. есть скрытые и таинственные силы отвечающие за Вашу психику и соответственно за Ваше поведение, эмоции, мысли. И вот эта вот "глубинная психотерапия" является не более чем мистификацией, потому что "глубина" эта выдуманная, в неё можно только верить.
"Добра и зла не существует - только размышления их делают таковыми" Шекспир.