Я кстати только недавно об этом писала в теме о дофамине, в сообщении о буддизме (которым я интересуюсь):
http://neuroleptic.r...8/page__st__110
Базовой основой буддизма являются "Четыре благородные истины" сформулированные самим Буддой (см. "Дхармачакра-правартана-сутра") около 2500 лет назад, которые звучат примерно так:
1. Всегда есть страдание и неудовлетворенность (духкха).
Будда сказал: "В чем состоит благородная истина о страдании?И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание.С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание".
Обычный человек не может насчегда достичь состояния полного удовлетворения, поскольку после достижения одного желания, возникает другое желание. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности часто приводит к разочарованию, поскольку невозможно осуществить в полной мере все потребности. Желания и пристрастия приводят к возникновению характера (кармы). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому.
2. Причиной страданий является ненасытное желание (Танха, иногда это слово переводят как "ненасытное пристрастие").
«Мир нуждается и желает, и порабощен этой жаждой», сказал Будда.
Существует 3 вида желаний:
a) жажда чувственных наслаждений
б) жажда существования (привязанность к жизни как таковой, что обуславливает также и правильные желания: пить, есть, продолжать свой род и т.д.)
c) жажда несуществования (желание избавиться от проблем существующих в этом мире, желание достичить покоя)
3. «При угасании пристрастия страдания прекращаются (Ниродха)».
"Так в чем состоит благородная истина о прекращении страдания? Окончательное затухание и прекращение, отречение, отбрасывание, освобождение, и оставление именно этого пристрастия (танха).", сказал Будда.
Большие желания часто приводят к большому разочарованию, а уменьшая запросы и пристрастия можно уменьшить страдания. Эту истину часто неправильно понимают так что нужно полностью отказаться от всех желаний, но это будет неверная трактовка, поскольку многие желания вполне естественны и необходимы, ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, постигать истину и т.д. Просто надо правильно найти свой личный "Срединный путь" и отделить нужные желания от ненужных. Следовать «Срединному пути» (он также называется в буддизме «Восьмеричный путь» и «Золотой Срединный путь») — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между строгим аскетизмом и разнузданностью; значит не впадать в крайности.
4. Благородная истина о Cрединном пути: «Это есть Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд (пали диттхи), правильный настрой (пали санкаппа), правильная речь (пали вача), правильные действия (пали камманта), правильная жизнь (пали аджива), правильные усилия (ваяма), правильное сосредоточение внимания (пали сати), правильное сознание (пали самадхи). Это и есть, монахи, верный срединный путь, что до конца постигнут Татхагатой и, видение дарующий, знание дарующий, к умиротворению, к постижению, к пробуждению, к освобождению он ведет.»
С точки зрения "дофаминовой теории" (описанной в той ссылке), когда у человека есть какая-то депрессивная мысль, которая ассоциируется у него в сознании с большой проблемой и нежелательностью (т.е. с резким понижением дофамина), то такая мысль постоянно занижает его настроение (т.е. уровень дофамина), и вгоняет человека в депрессию, если он об этом думает слишком часто в течении долгого времени. Происходит как-бы "негативная самостимуляция": Человек вынужден часто обдумывать неприятную и негативную проблему, потом из-за обдумывания этой проблемы настроение ("дофамин") у человека понижается, и эта проблема начинает ассоциироваться у него в памяти с понижением дофамина, однако проблема не уходит и постоянно о себе напоминает, этот цикл повторяется многократно, часто и долго, проблема всё больше ассоциируется в подсознании с негативными мыслями и понижением дофамина, в конце-концов человеку становится страшно уже от одного упоминания о проблеме, и она кажется человеку гораздо более катастрофической и неразрешимой чем она есть на самом деле, человек её очень боится и поэтому ещё чаще о ней вспоминает, но вместо того чтобы решать эту проблему или менять своё отношение к ней, некоторые люди пытаются уйти от решения, или начинают навязчиво думать о чём-то другом более приятном, или у них возникает агрессия, или они полностью сдаются и опускают руки, и т.д. - иногда даже так наступает "негативная фаза шизофрении" со всеми её атрибутами (апатия, абулия, ангедония, депрессия, угасание эмоций, сонливость, тревога, навязчивые мысли, негативные голоса, экстрапирамидные симптомы, каталепсии и т.д.)
Тоесть чтобы не допустить чрезмерного занижения дофамина, есть два способа: 1) прервать такую "негативную стимуляцию", решив проблему или отказавшись вообще от этого желания; или 2) уменьшить негативные ассоциации связанные с проблемой, изменив своё отношение к ней. В коментариях о теме про дофамин, я писала как вытащить из подсознания негативные мысли связанные с проблемой, и заменить их на более позитивные контраргументы, используя методики КПТ.
Зигмунд Фрейд писал, что есть несколько основных защитных механизмов психики: Замещение, Реактивное образование, Компенсация, Вытеснение, Отрицание,Проекция, Сублимация, Рационализация, Регрессия. Но не все они одинаково полезны в конкретной ситуации, тут надо тщательно взвесить цену каждого решения и цену проблемы. Примерно также наш мозг взвешивает удовольствие/неудовольствие (т.е. уровень дофамина) ассциированный с каждым аргументом "за" и "против", и принимает решение делать/неделать, выбирая то решение где бенефиты максимально превышают проблемы. При этом разумный человек учитывает долговременную перспективу, а не бросается сразу на то решение где удовольствие максимально сегодня.
Например: если у человека нет денег на жильё и еду, и он вполне в силах решить эту проблему найдя работу, но вместо этого предпочитает откладывать решение, бездельничать, уходить в придуманный мир, заниматься чем-то непродуктивным лишь бы только не думать о проблеме, то этим он эту проблему только загоняет вглубь и обостряет, поскольку нерешенная проблема возвращается и напоминает о себе вновь и вновь, - тут уж лучше напрячься и решить проблему (например, найти хоть какую-то временную работу), особенно если в конечном счёте страдания от проблемы намного превышают удовольствие от такого безделья.
Однако, в другой ситуации может быть более разумным вообще отказаться от решения проблемы, отбросить неисполнимое желание, уменьшить запросы, попытаться более комфортно устроится с тем что есть, или найти что-то замещающее, - особенно в том случае если страдания от отказа гораздо меньше страданий от самой проблемы. Например, для миллиардера будет вполне нормально желать заработать себе на новый "Мерседес", а бедняку у которого нет достаточных средств, связей, и образования, такая несбыточная фиксидея скорее всего только доставит страдания, поэтому бедняку будет лучше для начала поставить перед собой более реальную цель. Ведь даже Билл Гейтс как-то сказал в одном интервью, что вначале своей карьеры он никогда не надеялся что станет миллиардером, а просто старался немного подзаработать как студент, и удача потом сама неожиданно пришла к нему.
Как говорится, «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». Или, как говорят китайцы: "Срединный путь у каждого свой".