Перейти к содержимому

 


Фотография
- - - - -

Трансперсональная психология и холотропное дыхание

психоделики

Сообщений в теме: 57

#1 SecondHand

SecondHand

    Ветеран форума

  • Users
  • PipPipPipPipPip
  • 678 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
  • Интересы:критический рационализм, РЭПТ, КПТ, деструктивные психокульты, секты и тренинги, социальная психология, эволюционная эпистемология, нейропсихология, метакогнитивная терапия

Отправлено 07 Февраль 2013 - 08:19

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ

Среди разнообразных школ, сект, направлений и т.п. претендующих на открытие для обычного человека “шлюза в бессознательное”, доступа к “высшим мирам” и “коллективному бессознательному”, нельзя обойти вниманием технику холотропного дыхания. Претензии на такой потрясающий результат неотделимы от материнского направления– трансперсональной психологии, более того, это основа мировоззрения данной школы. Иными словами, единственный способ постичь трансперсональную психологию – попробовать её метод на себе, т.е. подышать холотропно.
Внешне процесс выглядит довольно просто: люди лежат в полутьме на ковриках и характерным образом дышат под специфическую музыку. Каким именно образом и где они пытаются открыть “шлюз” совершенно непонятно. Однако на сей счёт существует официальная легенда, которую обязательно рассказывают всем начинающим перед первым “погружением”.
Вообще, для всех школ, оперирующих термином ИСС (Изменённое Состояние Сознания), характерно желание обязательно и в подробностях рассказать начинающим адептам, что именно им будет представляться, что они будут чувствовать и как себя вести в ИСС. Более того, многие школы в обязательном порядке сопровождают свои объяснения специальными упражнениями, направленными на то, чтобы адепт убедился в существовании именно тех переживаний, которые требуются для “основной практики” школы. Откровенно говоря, это называется структурированием ожиданий и является если и не единственной, то основной причиной, почему они возникают у впечатлительных людей, но продолжим по порядку.
Официальная легенда возникновения холотропного дыхания возвращает нас в весёлое время 60-х, когда проживающий в США психолог чешского происхождения Станислав Гроф, в рамках государственной программы США по изучению ИСС, экспериментировал с ЛСД.
Тогда это вещество воспринималось сильно иначе, чем сейчас, и были надежды лучше понять работу мозга и природу сознания с его помощью. В процессе экспериментов с добровольцами, принимавшими этот препарат, был замечен интересный факт – когда для “завершения переживаний” испытуемому не хватало времени действия препарата, то человек начинал сам поддерживать уходящее состояние. При этом основным инструментом поддержания было специфическое дыхание. Из этого наблюдения Гроф сделал далеко идущий вывод, что можно достичь эффекта, сходного с воздействием ЛСД, путём специального дыхания. Эти соображения очень пригодились ему, когда в США было запрещено использование ЛСД, а программа исследования ИСС была свёрнута. Причин данному запрету было довольно много, но главная заключалась в том, что воздействие препарата на конкретного человека практически невозможно предсказать – с завидной регулярностью однократный приём небольшой дозы приводил к острым психическим состояниям, практически не поддававшимся лечению. Однако, несмотря на крайне противоречивые результаты и опираясь фактически на личный опыт употребления данного препарата и исключительно личную интерпретацию экспериментов с добровольцами, Гроф сформулировал модель, объясняющую все психологические проблемы человека всего четырьмя Базовыми Перинатальными Матрицами. Матрицы формируются в четырёх ключевых состояниях:

  • Внутриутробное развитие.
  • Первая фаза родов (схватки)
  • Вторая фаза родов (прохождение через родовой канал)
  • Начало самостоятельного дыхания
С точки зрения Грофа именно эти четыре “опыта” определяют всё многообразие поведенческих стратегий и ценностей конкретного человека. Такая вольная интерпретация фактов многократно критиковалась и является не более чем попыткой указать всем, где именно “лежат” психологические травмы и комплексы, которые так усердно искал и находил, например, психоанализ. Старая и в значительной степени опровергнутая концепция о том, что причины всех проблем в прошлом человека и если их “проработать” – прожить заново, трансформировать, отреагировать и т.п. (названия способа у разных школ разные, но суть одна), то человек волшебным способом сможет решить психологические затруднения, которые он имеет сейчас в реальной жизни. Подробнее об этом можно прочитать тут: http://www.t-room.ru...is_harmful.html
Подхваченная в наркотическом дурмане движением Нью Эйдж, эта концепция стала ядром трансперсональной психологии. Из спорной схожести наркотических переживаний небольшого количества добровольцев была сформулирована теория психологических причин поведения всех людей. Конечно, такие теории не могут существовать без ссылки на авторитеты, т.к. их собственная убедительность и авторитет очень слабы. Станислав Гроф очень любит сопровождать свои выступления и книги иллюстрациями древних ритуалов, духовных практик и иногда причудливым толкованием некоторых идей квантовой механики. Такие приёмы достаточно убедительны для людей с некритичным мышлением и очень поверхностным образованием, которыми в своём большинстве и являются адепты различных направлений Нью Эйдж. Однако обращение к первичной информации, на которую ссылается Гроф, позволяет довольно быстро выяснить, что “доказательства” основываются на простом незнании предмета и очень общих интерпретациях, которые вызывают бурю возражений у специалистов в конкретной области.
Однако вернёмся к практике холотропного дыхания – ядру трансперсональной психологии. Кроме предварительного интенсивного структурирования ожиданий, в этой технике есть ещё несколько интересных моментов. Прежде всего, это атмосфера сессии. Очень хорошо для сессий подходят помещения, где можно достичь практически полной темноты. Сессия сопровождается очень громкой музыкой, причём в музыке строго выделены несколько различных тем, следующих одна за другой, и соответственно влияющих на эмоциональное состояние людей. Среди музыки и шумного дыхания многих людей двигаются ассистенты, которые зачастую интенсифицируют процесс собственными устрашающими криками. Холонавт может выразить свои переживания как ему удобно – криком, стоном, движением и т.п. Когда я проходил несколько сессий холотропного дыхания у Германа Карельского, среди холонавтов была девушка, которая в процессе снимала верхнюю часть одежды и некоторое время демонстрировала окружающим свою грудь. Судя по тому, как происходил процесс подготовки к этому шоу, никакого ИСС у девушки не было и дыхание использовалось исключительно как повод и разрешение на это действие.
Возле каждого дышащего находится ситтер – человек, который по официальной версии должен предотвратить столкновение двух холонавтов и их взаимные увечья, а в случае начала процесса “рождения” сформировать своим телом и телом второго коллеги “родовой канал”.
На самом деле, первоначально ситтеров у Грофа не было и “рождение” вполне происходило без них. Необходимость в них появилась после нескольких случаев неожиданной смерти во время сессии. Умершие были разных возрастов и состояния здоровья, но их объединяла одна особенность – небольшая гипертония легочных артерий.
Как стало понятно, эффект холотропного дыхания крайне маловероятен у большинства людей (кроме тех эффектов, которые не имеют непосредственного отношения к дыханию, а скорее являются следствием экзальтации и разрешения на эпатажные действия). Данный эффект связан с тем, что pH крови становится более щелочным, что сильно проявляется у людей с гипертонией лёгочных артерий. Есть только одна проблема у этих «счастливцев» – в процессе холотропа они могут перестать дышать совсем. Именно на этот случай и нужен ситтер – не участвовать в сессии, а наблюдать за своим холонавтом и поднять тревогу, если он перестал дышать. Однако, поскольку большинство сессий проводится без присутствия медицинских работников, то шансы на своевременную помощь довольно малы.
При первом знакомстве сессия холотропного дыхания производит апокалиптическое впечатление – полутьма, громкая сильно специфическая музыка, крики, конвульсивные движения, стоны, силуэты ситтеров, сидящих над своими холонавтами… Хорошо, если на сессию не попадёт человек со специфическим представлением о нормах поведения. Иначе могут быть самые неприятные, а главное, не имеющие никакого отношения к трансперсональной психологии инциденты.
Мне приходилось наблюдать несколько случаев, когда сильно заостренный на Нью-Эйдж темах человек начинал громить всё вокруг себя. Нет, это не был психоз, просто ему разрешили себя проявить, а в его картине мира проявлять себя так было можно, своего рода возвращение к истокам – стать обезьяной.
Если описывать мои собственные переживания от сессий холотропного дыхания, то могу чётко и уверенно сказать – никакого ИСС и даже чего-то отдалённо похожего на гипнотический транс я не наблюдал. Были некоторые эффекты, связанные с изменением содержания кислорода и углекислого газа в крови, но строить теории перинатальных матриц или “вселенского разума” на ощущениях человека, сидящего в душном помещении, совершенно неправомерно. Судя по моим наблюдениям, аналогичные переживания испытывают большинство холонавтов, но групповая динамика, возможность вульгарного поведения, иллюзии в отношении эмоциональной реакции и т.п. заставляют их приходить снова и снова.
Кратко резюмируя:
  • Трансперсональная психология базируется на личной интерпретации Станиславом Грофом противоречивых экспериментов с ЛСД.
  • Основной техникой трансперсональной психологии является холотропное дыхание.
  • Эффект холотропного дыхания в наибольшей степени доступен людям с гипертонией легочных артерий, однако есть серьёзные шансы, что эта сессия будет для них последней в жизни.
  • Большинство холонавтов не испытывают никаких особенных переживаний. Практически всё “самовыражение” холонавтов ограничено их представлениями о допустимости конкретного поведения.
  • Основная причина популярности этого направления в его антинаучной направленности и согласии с Нью Эйдж суевериями, что активно поддерживается некоторой частью населения.
  • Никакой проверяемой связи между моделями трансперсональной психологии и реальным миром нет.
  • Трансперсональной психологии было дважды оказано в виду её ненаучности в создании формального трансперсонального отдела в Американской Психологической Ассоциации.
Подробнее про физиологию процесса и некоторые другие вещи можно посмотреть тут:
http://www.t-room.ru/holotropnoe.html
http://www.t-room.ru/holotrop.html
P.S.
Грустный факт, но Станислав Гроф в 2007 году стал почётным профессором МГУ.


ЗЫ: 666 сообщение :)
  • 0
"Добра и зла не существует - только размышления их делают таковыми" Шекспир.

#2 2noel

2noel

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 128 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:МО
  • Интересы:музыко-, кошко- и арома- терапии

Отправлено 07 Февраль 2013 - 08:26

Мне помогло, за других говорить не могу и не буду.
  • 0
Есть три фактора, которые съедают человека, — жадность, ненависть и жажда мести.

#3 SecondHand

SecondHand

    Ветеран форума

  • Users
  • PipPipPipPipPip
  • 678 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
  • Интересы:критический рационализм, РЭПТ, КПТ, деструктивные психокульты, секты и тренинги, социальная психология, эволюционная эпистемология, нейропсихология, метакогнитивная терапия

Отправлено 07 Февраль 2013 - 08:32

Мне помогло, за других говорить не могу и не буду.

А расскажите от чего помогло? Как проходило? Как долго практиковали "до помощи"?
  • 0
"Добра и зла не существует - только размышления их делают таковыми" Шекспир.

#4 Zaratustra++

Zaratustra++

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 220 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Вышгород

Отправлено 07 Февраль 2013 - 11:59

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания. Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада. Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология). Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью. Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли. Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году. Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905—1906 годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления. В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом. На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье. Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа. В текущее время трансперсональная психология, особенно школы юнгианской и архетипической психологии, интегрированы в программы многих факультетов психологии США и европейских университетов. Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.

Среди высших учебных заведений, включивших открытия трансперсональной психологии в свои учебные программы, можно назвать Институт трансперсональной психологии (The Institute of Transpersonal Psychology, США), Университет Дж. Ф. Кеннеди (John F. Kennedy University, США), Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies, США), Сэйбрукский институт (Saybrook Institute, США), Университет Наропы (Naropa University, США), Университет Нортхэмптона (Northampton University, Великобритания) и Ливерпульский университет Джона Мура (Liverpool John Moores University, Великобритания). Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

  • Юнгианская психология
  • Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)
  • Духовная психология (Роберт Сарделло)
  • Психосинтез (Роберто Ассаджоли)
  • Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта
  • Исследования Станислава Грофа
Трансперсональная психология — академическая научная дисциплина, которую не следует ошибочно принимать за религиозное или духовное движение. Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации (APA), Британское психологическое общество в 1996 году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления. Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

http://www.appl.com.ua/tehniki-festivalya-krug-silyi/transpersonalnaya-psihologiya.html
  • 0

#5 2noel

2noel

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 128 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:МО
  • Интересы:музыко-, кошко- и арома- терапии

Отправлено 08 Февраль 2013 - 12:27

А расскажите от чего помогло? Как проходило? Как долго практиковали "до помощи"?


Жизнь стала простой и понятной. Хватило 3х сессий. До практического знакомства с холотропным дыханием "практиковал" {традиционные способы познания реальности ;)} более 20 лет.
  • 0
Есть три фактора, которые съедают человека, — жадность, ненависть и жажда мести.

#6 simpleenglish

simpleenglish

    Модератор раздела "Наркология"

  • Врачи
  • PipPipPipPipPip
  • 440 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Владивосток
  • Интересы:лингвистика, философия, когнитивно-поведенческая терапия, трансперсональная терапия, НЛП

Отправлено 08 Февраль 2013 - 03:42

Четвертый год практикую холотропное дыхание, как хороший трансовый метод, при работе с зависимыми и невротиками, пока ничего ужасного не вижу, кроме пользы. Хорошо сбрасывается тревога, эмоциональное напряжение, а возникающие во время сеанса зрительные образы являются хорошим дополнением для дальнейшей правильной интерпретации и проработки глубинных комплексов. Ведь дисфункциональные мысли, ведущие к возникновению эмоциональных расстройств можно выразить как словами так и образно (рисунками), причем многим гораздо легче рисунками.
Да, многие из этих рисунков странные, непонятные и, зачастую пугающие, но это, как-никак материал бессознательный, а его (бессознательного) законы и порядок сильно отличается от привычной нам, объективной, повседневной логики и "причесать" его по привычным канонам не всегда получается. Как и рисунки Сальвадора Дали или Иеронима Босха, которые тоже не совсем подходят под общепринятые стандарты и правила, но в этом и их притягательность.
В строго доказательных КПТ и РЭТ есть методики, призывающие идти наперекор своим страхам и ошибкам мышления, говорят, так от них легче всего избавиться. А что может быть страшнее, чем непонятное? А что может быть непонятнее, чем бессознательное? Спрятать голову в песок, прикрывшись научной доказательностью? Отдать в безвременное пользование мракобесам, мистикам и попам? Они будут весьма благодарны, они УЖЕ весьма благодарны и вовсю пользуются этой самой притягательной непонятностью бессознательного в своих целях.
Раз есть логика и интуиция, раз есть сознательное и бессознательное, раз есть объективная и субъективная реальности, раз есть мышление и чувствование, раз есть кора головного мозга и подкорка, значит будут и рациональная и иррациональная психотерапии, значит будут и доказательность и сказка, значит будут и Эллис с Беком и Юнг с Грофом.
  • 1
http://www.narcolikbez.ru - о непростых вещах простыми словами

#7 SecondHand

SecondHand

    Ветеран форума

  • Users
  • PipPipPipPipPip
  • 678 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Санкт-Петербург
  • Интересы:критический рационализм, РЭПТ, КПТ, деструктивные психокульты, секты и тренинги, социальная психология, эволюционная эпистемология, нейропсихология, метакогнитивная терапия

Отправлено 08 Февраль 2013 - 04:18

Четвертый год практикую холотропное дыхание, как хороший трансовый метод, при работе с зависимыми и невротиками, пока ничего ужасного не вижу, кроме пользы. Хорошо сбрасывается тревога, эмоциональное напряжение,

Ключевое - сбрасывается тревога и напряжение, это обычный и естественный эффект ИСС, различные другие методики также способствуют нарастанию ИСС и расслаблению, при этом имеют жесткую когнитивную структуру в виде какого-то места, без фантазий. Тибетские монахи достигают такого состояния за счет фокусировки на собственном дыхании, наблюдая как воздух выходит из носа, никоим образом не стимулируя дыхание, при этом не видят "образов" и также погружаются в ИСС.

а возникающие во время сеанса зрительные образы являются хорошим дополнением для дальнейшей правильной интерпретации и проработки глубинных комплексов. Ведь дисфункциональные мысли, ведущие к возникновению эмоциональных расстройств можно выразить как словами так и образно (рисунками), причем многим гораздо легче рисунками.

Во-первых, здесь велика ошибка структурирования ожиданий, т.е. человеку изначально сообщают, что увиденные им образы - могут иметь отношение к расстройству, что в итоге человек увидит? :) Или частое явление в психозах у верующих, они видят угадайте что? - бесов, чертов, Иисуса и т.д. Рационализация "видения" может быть самая разная. Вполне допускаю, что если человеку изначально дать другие указания, относительно сеанса, например Вы можете и скорее всего увидите самое лучшее и приятное, что с Вами произошло за всю жизнь, то он собственно это и увидит.
Во-вторых, расценивать мимолетные образы и фантазию у людей в состоянии ИСС, как проявление "глубинных комплексов" - выглядит по меньшей мере странно. Неужели можно всерьез принимать "образы", насколько может быть оправдано сравнивание и "подтягивание" их к дисфункциональным мыслям, комплексам, зачем заниматься интерпретацией всевозможных образов, которые к объективной реальности вообще могут не иметь отношения, почему не легче провести обычный сократовский диалог, спросить человека о его беспокойствах и проблемах. Все это мне напоминает копание Фрейда в снах и попытка их интерпретации под собственную "логику".

Да, многие из этих рисунков странные, непонятные и, зачастую пугающие, но это, как-никак материал бессознательный, а его (бессознательного) законы и порядок сильно отличается от привычной нам, объективной, повседневной логики и "причесать" его по привычным канонам не всегда получается. Как и рисунки Сальвадора Дали или Иеронима Босха, которые тоже не совсем подходят под общепринятые стандарты и правила, но в этом и их притягательность.

Частично ответил сверху. А вот по поводу бессознательного, меня всегда удивляло стремление большой части психологов, психиатров, психотерапевтов найти что-то тайное, что-то бессознательное, то, что вроде как содержится в нашем сознании, но не может выйти на сознательный уровень и тем не менее очень сильно влияет на нас и наш невроз, особо нравится такой вариант, когда врачующий не имеет положительного результата и списывает все на конфликт в бессознательном, после чего устремляет мышление клиента в эту сторону и начинают различными околоэзотерическими методиками искать этот неведомый конфликт, выявляя и интерпретируя любые высказывания и фантазии пациента под собственную рационализацию, все это длится ровно до того момента, пока клиент не поймет, что перед ним "шаман с бубном.", но вполне может и не понять. ;)

В строго доказательных КПТ и РЭТ есть методики, призывающие идти наперекор своим страхам и ошибкам мышления, говорят, так от них легче всего избавиться. А что может быть страшнее, чем непонятное? А что может быть непонятнее, чем бессознательное? Спрятать голову в песок, прикрывшись научной доказательностью? Отдать в безвременное пользование мракобесам, мистикам и попам? Они будут весьма благодарны, они УЖЕ весьма благодарны и вовсю пользуются этой самой притягательной непонятностью бессознательного в своих целях.

Бессознательное не возможно рассматривать научно, т.к. само понятие метафизично - исхожу из критериев Поппера, я оставляю метафизику и эзотерику людям, которым хочется покопаться в том, во что они веруют. Это все-равно что сказать - "Мы что, оставим микродозы ртути гомеопатам? Давайте дальше искать в разведении С15 молекулу"
В КПТ и РЭТ существует понятие подсознательного,но это просто центральные убеждения, установки, верования человека, от которых строятся дальнейшие его, более поверхностные выводы. Например я скептик, и моя изначальная и центральная установка - я не верю авторитетам, не проверенным данным, односторонней информации и т.д., соответственно эта установка влияет на мою поверхностную оценку чего-либо, грубо говоря верить ли словам из телевизора.

Раз есть логика и интуиция, раз есть сознательное и бессознательное, раз есть объективная и субъективная реальности, раз есть мышление и чувствование, раз есть кора головного мозга и подкорка, значит будут и рациональная и иррациональная психотерапии, значит будут и доказательность и сказка, значит будут и Эллис с Беком и Юнг с Грофом.

Будут конечно, но вопрос научности той или иной психотерапии никто не снимал. Надеюсь в ближайшее десятилетие поставят наконец вопрос о демаркации научного подхода от ненаучного в психотерапии, потому что в данной области мы на уровне только зарождающейся evidence-based medicine, а такие методы как кровопускание, лечение мышьяком, гомеопатия, ароматерапия, натуропатия и т.д. имеют место быть в сегодняшней психотерапии, причем процент их весьма велик, особенно в СНГ.
  • 0
"Добра и зла не существует - только размышления их делают таковыми" Шекспир.

#8 2noel

2noel

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 128 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:МО
  • Интересы:музыко-, кошко- и арома- терапии

Отправлено 08 Февраль 2013 - 05:47

Ключевое - сбрасывается тревога и напряжение, это обычный и естественный эффект ИСС, различные другие методики также способствуют нарастанию ИСС и расслаблению, при этом имеют жесткую когнитивную структуру в виде какого-то места, без фантазий. Тибетские монахи достигают такого состояния за счет фокусировки на собственном дыхании, наблюдая как воздух выходит из носа, никоим образом не стимулируя дыхание, при этом не видят "образов" и также погружаются в ИСС.

Во-первых, здесь велика ошибка структурирования ожиданий, т.е. человеку изначально сообщают, что увиденные им образы - могут иметь отношение к расстройству, что в итоге человек увидит? :) Или частое явление в психозах у верующих, они видят угадайте что? - бесов, чертов, Иисуса и т.д. Рационализация "видения" может быть самая разная. Вполне допускаю, что если человеку изначально дать другие указания, относительно сеанса, например Вы можете и скорее всего увидите самое лучшее и приятное, что с Вами произошло за всю жизнь, то он собственно это и увидит.
Во-вторых, расценивать мимолетные образы и фантазию у людей в состоянии ИСС, как проявление "глубинных комплексов" - выглядит по меньшей мере странно. Неужели можно всерьез принимать "образы", насколько может быть оправдано сравнивание и "подтягивание" их к дисфункциональным мыслям, комплексам, зачем заниматься интерпретацией всевозможных образов, которые к объективной реальности вообще могут не иметь отношения, почему не легче провести обычный сократовский диалог, спросить человека о его беспокойствах и проблемах. Все это мне напоминает копание Фрейда в снах и попытка их интерпретации под собственную "логику".

Частично ответил сверху. А вот по поводу бессознательного, меня всегда удивляло стремление большой части психологов, психиатров, психотерапевтов найти что-то тайное, что-то бессознательное, то, что вроде как содержится в нашем сознании, но не может выйти на сознательный уровень и тем не менее очень сильно влияет на нас и наш невроз, особо нравится такой вариант, когда врачующий не имеет положительного результата и списывает все на конфликт в бессознательном, после чего устремляет мышление клиента в эту сторону и начинают различными околоэзотерическими методиками искать этот неведомый конфликт, выявляя и интерпретируя любые высказывания и фантазии пациента под собственную рационализацию, все это длится ровно до того момента, пока клиент не поймет, что перед ним "шаман с бубном.", но вполне может и не понять. ;)

Бессознательное не возможно рассматривать научно, т.к. само понятие метафизично - исхожу из критериев Поппера, я оставляю метафизику и эзотерику людям, которым хочется покопаться в том, во что они веруют. Это все-равно что сказать - "Мы что, оставим микродозы ртути гомеопатам? Давайте дальше искать в разведении С15 молекулу"
В КПТ и РЭТ существует понятие подсознательного,но это просто центральные убеждения, установки, верования человека, от которых строятся дальнейшие его, более поверхностные выводы. Например я скептик, и моя изначальная и центральная установка - я не верю авторитетам, не проверенным данным, односторонней информации и т.д., соответственно эта установка влияет на мою поверхностную оценку чего-либо, грубо говоря верить ли словам из телевизора.

Будут конечно, но вопрос научности той или иной психотерапии никто не снимал. Надеюсь в ближайшее десятилетие поставят наконец вопрос о демаркации научного подхода от ненаучного в психотерапии, потому что в данной области мы на уровне только зарождающейся evidence-based medicine, а такие методы как кровопускание, лечение мышьяком, гомеопатия, ароматерапия, натуропатия и т.д. имеют место быть в сегодняшней психотерапии, причем процент их весьма велик, особенно в СНГ.


МногА букАФ. Сами то - дышали?
  • 0
Есть три фактора, которые съедают человека, — жадность, ненависть и жажда мести.

#9 lego1

lego1

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 214 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Kiev

Отправлено 08 Февраль 2013 - 06:10

Недавно о таком услышал, товарища заинтересовал другой его знакомый, в каком-то центре платные групповые сеансы (с предварительным обучением, удобными помещениями, музыкой, ситтерами и т.д.).
Вот тот его знакомый смог почувствовать это (по описаниям - психоделия какая-то с диссоциацией и постэффект около недели), а товарищ пошел 2 раза и потерял интерес.
Самостоятельно страшновато такое пробовать, риски не исключены.
Задавал было вопрос по холотропному на одном из форумов наркоманов - так стебались только (издевались), мол за такое еще деньги платить. Почему-то сразу относят это в разряд детских развлечений (мол делаешь часто глубокие вдохи, на последнем задерживается дыхание с напряжением либо кто-то сдавливает грудную клетку - человек начинает "плыть", часто теряет сознание и падает, ничего после этого не помнит). По моему это не совсем то или совсем не то.
  • 0

#10 2noel

2noel

    Ветеран форума

  • Активные пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 128 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:МО
  • Интересы:музыко-, кошко- и арома- терапии

Отправлено 08 Февраль 2013 - 07:12

Задавал было вопрос по холотропному на одном из форумов наркоманов - так стебались только (издевались), мол за такое еще деньги платить.


Быть зависимым от наркотЕков - намного смешнее ;)
  • 0
Есть три фактора, которые съедают человека, — жадность, ненависть и жажда мести.



Ответить



  






Copyright © 2024 Нейролептик.ру