Все же развенчаю миф о пупземельности clinicaltrials.gov. Ибо давно пора.
Начнем с того, что мемантин все же одобрен FDA, еще в 2003 году:
https://www.accessda...487_Namenda.cfm. Несмотря на то, что на тот момент в clinicaltrials.gov о нем не было никаких результатов
РКИ. Значит ли это, что FDA - "фуфлыжники"? Нет, разумеется.
Регистрация исследований в подобном реестре стала обязательной только в 2005 году. Но clinicaltrials.gov отнюдь не обладает не только исключительностью, но даже международным признанием. ВОЗ поддерживает целый список подобных реестров, и исследование может быть зарегистрировано в любом из них:
http://www.who.int/i...work/primary/en. Если приглядеться, clinicaltrials.gov в этом списке НЕТ.
Но американское законодательство требует свой патриотичный реестр, и чихать, что о нем думает ВОЗ. А у США есть доллары и ракеты. Поэтому комитет редакторов медицинских журналов, в обход ВОЗ, допускает регистрацию в clinicaltrials.gov.
Но тем не менее, это не значит, что все американские исследования принципиально порочны. Все же ВОЗ - организация не научная, а просто медицинская. А комитет редакторов - организация даже не медицинская, а просто административная. Доказательная медицина возникла гораздо раньше, чем все эти реестры.
А опирается она на стародавний научный способ: взаимную критику. Если кто-то опубликовал фуфлыжное исследование - другой исследователь получит другие результаты, а в обзоре потом напишут: "Результаты исследований неоднозначны, требуется дополнительная информация". И если эта информация не хранится в реестре, это не значит, что ее вообще нет. Обзоры критиковали методику проведения конкретных исследований еще в прошлом веке - информация о ней очень даже была. И никуда не сплыла.
А если этой информации о каком-то конкретном исследовании и впрямь нет, то в обзоре так и напишут и понизят это исследование в статусе.
Что касается того, что исследования, проводимые компаниями, якобы лучше, чем независимые - на самом деле с точностью до наоборот. Есть такое понятие, как конфликт интересов. У фармкомпаний есть прямой интерес фальсифицировать исследования в свою пользу, чтобы добиться одобрения препарата и зашибить бабло.